Ну, Булгаков в первую очередь ассоциируется с "Мастером и Маргаритой", так что напишу об этой книге.
Мне необыкновенно понравились главы про Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. Мне пришлась очень и очень по душе столь неоднозначная трактовка этих событий. И Иешуа, и Пилат раскрываются с необычной стороны. Перечитывала сотню раз, не меньше. Образ Христа просто великолепен. Не библейский возвышенный и безупречный Христос, а обычный человек со светлой улыбкой и идеалистическими понятиями. Всего несколькими фразами он сумел пробиться к сердцу прокуратора. Не думаю, что он был первым в принципе невиновным человеком, кого Пилат осудил, но именно ему удалось зацепить то человеческое, что еще было в прокураторе Иудеи, и чем зацепить? Простотой, светлым обаянием, а не проповедями. Человечностью, а не божественностью. И это не может не впечатлять. Обожаю вот это: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет." и так далее до конца сцены.
И после этой красоты - ведьмы на швабрах... это я к тому, что "московские" главы радуют значительно меньше, хотя неподражаемый кот Бегемот, Коровьев и Азазелло очень оживляют обстановку. Воланд выше всяких похвал, а вот линия "мастер+Маргарита" меня как-то не впечатлила. Дело в том, что данная линия на обе ноги хромает, как мне кажется. Читаешь, значит, нечто совершенно грандиозное о Пилате и Иешуа, а через какое-то время тебя потчуют историей, как голая женщина на швабре громит квартиру критика. Контраст между увлекательным, за душу берущим действом и какой-то сказкой для взрослых мне не по душе пришелся.