Фильм Федора Бондарчука «Обитаемый остров» снимается по мотивам знаменитого романа братьев Стругацких.
2157 год. Студент четвертого курса ЛГУ Максим Каммерер вместо того, чтобы готовиться к университетской сессии, носится по Вселенной на звездолете в надежде наткнуться на новую неизведанную планету.
И — на свою голову — натыкается: из прекрасного будущего возвращается в ту эпоху, которая была до боли знакома братьям Стругацким, и о существовании которой современники Максима уже успели забыть.
Планета Саракш так не похожа на разумный свободный Мир Полдня, в котором живет Максим в своем двадцать втором столетии.
Здесь повсюду враги — и внешние, и внутренние. Здесь все еще помнят недавнюю разрушительную войну, новая готова вспыхнуть в любой момент, а шаткий мир не внушает радость. Здесь ходят строем, поют гимны и без жалости казнят тех, кто выбивается из рядов. Здесь башни-излучатели, которые одним туманят мозги, а другим посылают адскую боль. Океан бороздят внушающие ужас белые субмарины, под землей обитает диковинная раса голованов, а многие города после ядерной катастрофы оказались населены мутантами.Во главе страны — совет Неизвестных Отцов, группа «мудрецов», которые уже давно думают только о том, как удержать власть.
Но именно в этой богом забытой стране Максим встречает своего первого настоящего друга и свою первую большую любовь.
Федор Бондарчук верен себе: он вновь снимает картину о молодом герое, рассказывает о человеке в самый важный момент его жизни — когда мальчишка превращается в мужчину, начинает совершать Поступки с большой буквы и отвечать не только за самого себя.
Максим из «Обитаемого Острова» — ровесник героев «Девятой роты» и во многом очень на них похож. Он тоже сражается, в первую очередь, за себя и за тех, кто близок. Но в итоге ощущение близости возникает у него по отношению ко всем одурманенным режимом людям планеты Саракш. Он готов оспорить разумность и незыблемость законов, по которым они живут.
Одержит ли Максим окончательную победу в своей борьбес саракшским безумием, об этом из фильма мы не узнаем — так же, как не знали братья Стругацкие, когда писали роман, какое будущее ждет их страну…
В оригинальный сценарий вошло большинство сцен из объемного романа — этим и объясняется, что еще на стадии литературной разработки фильм был разбит на две части, которые появятся на экранах с интервалом в несколько месяцев. Однако, авторы фильма настаивают, что снимают не дословную экранизацию. Поклонники творчества Стругацких найдут в картине отступления от книги: в первую очередь, это касается лирической линии — взаимоотношений главных героев, Максима и Рады.
Роман «Обитаемый остров» вышел в 1968 году и был с восторгом встречен интеллигенцией. Даже самые наивные читатели не сомневались в том, что роскошный фантастический антураж — прикрытие для романа-антиутопии, жесткого высказывания авторовпо поводу окружающего их мира, того типа государственного и социального устройства, при котором им довелось жить.
Со дня появления книги прошло без малого сорок лет, в чем-то она утратила свою злободневность, но проблема границ человеческой свободы и сейчас актуальна не меньше, чем в прошлом веке. Причем уже не только для подданных тоталитарных режимов — но для жителей любого, даже самого демократичного государства.
Авторы фильма поставили перед собой сложнейшую задачу: сохранив всю философскую глубину романа, перенести на экран созданный грандиозной фантазией братьев Стругацких визуальный и предметный мир «Обитаемого острова».
И по постановочному размаху, и по объему вложенных средств (бюджет фильма в двух частях составляет на сегодняшний день $ 36,5 млн) «Обитаемый остров» имеет не так много аналогов в современном российском кинематографе.
Над cозданием уникального мира планеты Саракш работает команда блестящих профессионалов — как отечественных, таки голливудских. (В «Острове» задействованы спецэффекты, не отработанные пока в российской индустрии — этим и объясняется привлечение американских специалистов).
Статистика человеческих и технологических ресурсов, оборудования
и реквизита, задействованного на съемках картины, впечатляет: около 7 000 человек массовки, 300 оригинальных моделей и 3 000 костюмов, 400 пар обуви, 450 килограммов грима, 13 особым образом сконструированных танков (из них 9 танков типа Т-64, 3 БТР и 1 новый БТР «Гром»), 300 стволов специально созданного «саракшского» огнестрельного оружия, рекордное количество пиротехники (суммарный пиротехнический заряд составляет 1,5 тонны в тротиловом эквиваленте,) съемочный период, который на настоящий момент насчитывает 222 дня, от 4 до 7 одновременно работающих на площадке камер, 120 километров уже отснятой пленки (для сравнения, длина МКАД — 108,9 км), 980 кассет, 70 объектов, 4 000 планов (в среднем каждый план снимался в пяти дублях, значит, Бондарчуку пришлось сказать «Мотор!» и «Стоп!» примерно 20 000 раз).
Многочисленные трюки в фильме выполняют не только российские и зарубежные каскадеры, но и главные герои, которые прошли серьезную физическую подготовку…
Все это «Обитаемый остров» — и все это зрителям предстоит увидеть и оценить в январе 2009 года, когда первая часть выйдет в прокат, а персонажам «Чужих» и «Звездных войн» придется потесниться, чтобы пустить в свой пантеон «пришельцев» из русского фантастического фильма.
Продюсеры: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Дмитрий Рудовский
Сценарий: Эдуард Володарский/ Марина и Сергей Дяченко по одноименному роману Аркадия и Бориса Стругацких
Режиссер-постановщик: Федор Бондарчук
Оператор-постановщик: Максим Осадчий
Режиссер второй группы: Резо Гигинеишвили,
Вторые режиссеры: Артем Аксененко, Борис Левкович, Иван Шурховецкий
Оператор второй группы: Петр Братерский
Концепт-дизайнер: Кирилл Мурзин
Художник-постановщик: Павел Новиков
Художник по костюмам: Татьяна Мамедова
Художник по гриму: Дмитрий Кириллов
Супервайзер компьютерной графики: Леонид Волосатов
Постановщик трюков: Владимир Карпович
Фильм снят при государственной поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии и при финансовом участии Midland Group.
ИНТЕРВЬЮ С БОРИСОМ СТРУГАЦКИМ
ЧТОБЫ ЭКРАНИЗИРОВАТЬ ТАЛАНТЛИВЫЙ РОМАН, НУЖНА ТАЛАНТЛИВАЯ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ КОМАНДА
В нынешнем году исполняется 40 лет со дня его написания рома Обитамый остров. Это будет не первый фильм по роману знаменитых писателей. Стругацких экранизировали Андрей Тарковский, Александр Сокуров, сейчас закончена работа над фильмом «Трудно быть богом» Алексея Германа.
После презентации нескольких отснятых сцен фильма на «Кинотавре» корреспондент «СОЮЗа» побеседовал с Борисом Стругацким.
— Борис Натанович, огромное спасибо за те книги, которые вы написали. На них выросло не одно поколение. Как пришла идея написания романа «Обитаемый остров»?
— Это было давно. Идея оказалась очень простой. В то время нас не печатали.
— Почему?
— Считали наши произведения очень серьезными. Поэтому нам с братом пришла в голову мысль написать легкую вещь о приключении комсомольца XXII века. Мы такую легкую приключенческую вещь себе на голову и написали.
— Почему «себе на голову»?
— Потому что потом у нас из-за нее была масса неприятностей. Цензура ее терзала. Заставили нас сделать тысячу изменений в тексте. Намучались мы с ним.
— Вы согласились с изменениями?
— В свое время «да», но сейчас мы все восстановили в прежнем варианте.
— Сценарий фильма написан по восстановленному варианту романа?
— Конечно.
— И сегодня вашему роману — 40 лет?
— Похоже на то. Мы его написали году в 68-м в доме отдыха «Комарово». Напечатан в 69-м. Получается 40 лет.
— Почему для романа вы выбрали жанр антиутопии?
— Какая это антиутопия?! Нам даже в голову не приходило, что мы писали антиутопию. Мы писали приключения коммунара на несчастной планете, попавшей в тяжелую беду. Была такая задача — и не думали ни о каких антиутопиях.
— Насколько видоизменился сценарий от книги?
— Я сценария в последнем варианте не читал. Поскольку сценарий написали супруги Дяченко, я думаю, что все там в порядке.
— Вы им доверяете?
— Полностью.
— Презентация четырех сцен из фильма прошла на «Кинотавре» — видели ли вы их?
— Нет, я ничего не видел, кроме рекламных роликов в Интернете. Но по ним никакого впечатления составить невозможно.
— Кто были вашими кумирами в 60-е годы, когда писали с братом свой роман?
— Кумиров у нас не было никогда и никаких.
— Как вы относитесь к тому, что в нашем времени нет положительного героя?
— Откровенно говоря, я такой постановки вопроса совсем не понимаю. Литература существует для того, чтобы отражать реальную действительность. Если в реальной действительности есть положительный герой, он обязательно появится в литературе. Если в литературе нет положительного героя, то надо думать, что его нет и в реальной жизни.
— Как вы относитесь к реальной жизни — что вас огорчает, удивляет?
— К реальной жизни отношусь с большим удовольствием и интересом. Пока не болею.
— А переменчивая действительность, глобализация не пугают?
— Я люблю переменчивый мир. Мне переменчивость нравится.
— Образ Максима Каммерера — это образ сильного и умного героя. Он может стать настоящим героем сегодняшней жизни?
— Наверное, может. Это человек не столько умный, сколько сильный. У него есть чему по-учиться. Он — безукоризненных убеждений человек. За свои убеждения готов сражаться и сражается, он готов всего себя отдать на защиту народа — он вполне годен для подражания.
— Вы на премьеру приедете?
— Вряд ли, я не выхожу из дома.
— Что сейчас пишете?
— Секрет, конечно. Это всегда было секретом и секретом останется. Никогда нельзя рассказывать о своих замыслах — никогда из этого ничего не выйдет. Есть такая примета.
— Любили ли вы прежде путешествовать?
— Да. В Беларуси, на севере республики, есть прекрасные места. Мы туда специально ездили с братом, ставили палатки на берегу озера и там жили. По нескольку недель. Но это было давно...
Татьяна Хорошилова
«Союз. Беларусь-Россия» № 368 от 31 июля 2008 г.
Когда речь идёт о хорошем фильме стоит ли говорить что он русский и из за этого не посмотреть его?