> Киношкола

Киношкола

І'мя автора: Носфичка
Короткий зміст: Здравствуйте. После долгих мучений, напоминаний, опять мучений и поисков формы, я решила открыть в этом разделе Киношколу. Заранее предугадывая FAQ, спешу сообщить, что запись необязательна. Я так же прошу простить мне неточные формулировки, так как всю информацию, что я преподношу, мне приходится переводить самой. Главной задачей Киношколы будет привить любовь к кино как к искусству и как к незаменимому средству влияния на коллективное сознание. Я не буду учить вас делать кино, я постараюсь научить вас видеть кино таким, каким его видит кинокритик. Если после моих лекций вы сможете сказать о просмотренном фильме чуть больше, чем «прикольный фильмец», я буду считать, что задача выполнена. В конце каждой лекции я буду выставлять список фильмов, рекомендуемых к просмотру для лучшего закрепления материала. Необязательно смотреть все фильмы, но энтузиазм приветствуется. Иногда я буду также оставлять список вопросов, на которые вы должны дать правильные ответы после просмотра того или иного фильма. Эти вопросы будут являться подсказкой, на что стоит прежде всего обратить внимание при просмотре фильма. Опять же, предупреждая FAQ, вам необязательно слать мне полностью развёрнутые ответы. Киношкола действует прежде всего в помощь вам. Но энтузиазм (опять же) приветствуется. Если у вас возникли какие-то сомнения или вопросы, то не стесняйтесь обращаться ко мне в личку или в скайп (nosfepuff). Я отвечу на любые ваши вопросы о кино не только по теме лекции, но и по «внеклассной» деятельности. И буду благодарна за любые отзывы о моей работе.
Открыть все произведение
 

Лекция первая. Начало начал

Здравствуйте. Первый цикл лекций будет посвящён истории кино, самым ярким историческим периодам и наглядным примерам в лице киношедевров. Концентрировать своё внимание мы будем на кино разных стран Европы.

Итак. Мы собрались с вами здесь, потому что мы любим кино и хотим знать о нём как можно больше. Хотим понимать, почему есть фильмы, которые смотрятся на одном дыхании, а есть фильмы, которые, кажется, тянутся бесконечно. Есть фильмы, мораль которых лежит на поверхности, а есть фильмы, которые с каждым просмотром раскрываются под другими углами и показывают другие грани.
Прежде всего усвоим одну простую истину. Кино – это искусство. Как и любое другое искусство оно отражает реальность и всё то, что происходит в обществе. Само появление кино было необходимо ибо прогресс в то время двигался семимильными шагами. После изобретения фотографии люди стали думать, как бы «заставить те деревья на фотографии гнуться от порывов ветра». Люди экспериментировали, мучались и добились своего. Появилось кино. Вторая истина. Кино – аудиовизуальное искусство. Понятие «немое кино» подразумевает, что нет нужного (назовём это сейчас так) звукоряда в самой ленте. Музыку можно было услышать в зале, она создавала нужный настрой, но кино НИКОГДА не было немым. Многие могут сравнивать кино с театром. Одним из самых главных различий является то, что камера может зафиксировать жизнь не постановочную, без репетиций. Камера может уследить за толпой, движение которой до этого никто не режиссировал. Камера может захватить жизнь.



Ярким примером является знаменитый фильм «Выход рабочих с фабрики Люмьер». Обратите внимание, что камера статична. Разумеется, прежде всего это объясняется несовершенством техники того времени. Но эта камера ещё и «человеческий глаз». В те времена кино пытались сделать настолько реалистичным, насколько получается что-то видеть простым человеческим глазом, без резких переходов, без увеличения. Человек будто бы стоит и смотри, не мигая и не двигая головой.



Если мы присмотримся к сюжетной линии двух этих фильмов, то поймём, что её нет. Подразумевается, что раз это реальность, то реальность невозможно срежиссировать, в реальности нет чётко определённого сюжета.



Что же мы наблюдаем здесь? Сюжет. Это первый в истории постановочный фильм. И не просто постановочный, а комедийный. Он вызвал просто невозмодный ажиотаж. Публика требует ещё. Публика негодует, почему Люмьер не выпускает побольше таких фильмов, но Люмьер заинтересован только в реальности, постановка его мало волнует. Тут на сцену выходит человек, заслуги которого очень редко вспоминают. Жорж Мелье заинтересован в театральных постановках и том, как это можно использовать в кино. Так появляются первые фильмы-фантазии, больше похожие на записанные театральные постановки. Мелье также понимает прелесть монтажа. Впервые в истории использован такой приём монтажа как суперимпозиция – накладывание одного кадра на другой. Получается нечто довольно необычное... но публике нравится.



Итак. Учёные решили полететь на Луну. Они делают большую пулю, в которую залезают, большую пушку, она стреляет пулей, и они преземляются аккурат на Луну. А там уже живут какие-то чудики.
Время шло. Начало двадцатого века ознаменовалось многими событиями и прорывами в разных областях жизни. В кино люди экспериментировали, но без подходящих технологий дело далеко не шло. Знакомым моментом является появление такого приёма монтажа как «эффект Кулешова», который до сих пор используется в кино (пусть в разных вариациях) и который дал основу для причинно-следственной связи в кино. Пожалуй, никто не сможет объяснить «эффект Кулешова» лучше, чем маэстро Альфред Хичкок.



Для лучшего усвоение материала и понимания понятия советского монтажа рекомендую:

- Фильмы Сергея Эйзенштейна, особенно «Стачка» (1924), «Броненосец «Потёмкин»» (1925) (особое внимание обратить на монтаж в сценах с одесской лестницей), «Октябрь» (1927).
- Дзига Вертов «Человек с киноаппаратом» (1929) (внимание: фильм противопоказан страдающим эпилепсией. Очень быстрый и резкий монтаж)
 

Лекция вторая. Немецкий киноэкспрессионизм

Здравствуйте. Вторую лекцию о кино решено посвятить такому важному направлению в искусстве, как немецкому киноэкпрессионизму. Годом официального «рождения» кино считается 1895, год первого звукового фильма – 1927 («Певец джаза»). Как я уже говорила раньше, кино никогда не было немым в прямом смысле этого слова. У немого кино есть несколько характеристик: 1. реплики героев или же описание событий писалось и вставлялось отдельным кадром, 2. мизансцена («всё, что на сцене\в кадре») была экспрессивной, 3. игра актёров выражала яркие эмоции, актёры должны были переигрывать, чтобы без слов передать характеры, 4. использовалась игра света и тени (позже это было перенесено в фильм нуар), 5. одним из самых важных ролей была у музыки.

Ключевую роль в немецком киноэкспрессионизме играет музыкальное сопровождение. Музыка отражала настроение этого периода. Как мы понимаем из истории экспрессионизм в кино появился как раз в период между двумя мировыми войнами. Настроения в народе царят упаднические. Если Первая Мировая сначала казалась романтическим походом с обязательной победой в конце (причём для каждой из сторон), то уже вернувшиеся с войны люди были надломлены физически и морально (т.н. потерянное поколение). Это был период влнения, неуверенности в завтрашнем дне и страха. Музыка отражала этот страх. Саундтрэки к фильмам были жуткими, пугающими и нагнетающими обстановку (т.н. саспенс). Появилось понятие лейтмотива – музыкальной композиции, которая соответствует конкретному персонажу и сигнализирует о его скором появлении на экране. В немецком киноэкспессионизме лейтмотивы были чаще всего у всяких монстров, чтобы зрители знали и заранее боялись.

Теперь немного о культурном контексте. Идеи для фильмов черпались из немецкого фольклора, который в изобилии снабжал сценаристов сказками о всяких ужасах и монстрах. Второй причиной, почему именно монстры стали использоваться в кино, это популярность теории психоанализа дедушки Фрейда. Как многие из вас знают (а некоторые даже догадываются) психоанализ исследует подсознательное, но нас на данный момент интересуют именно страхи, которые люди пытались срятать, и тайные людские желания. Помимо монстров, порой символизирующих разные вещи (но чаще всего некую угрозу либо страз перед будущим), также в фильмах немецкого киноэкспрессионизма часто использовались гипноз либо сомнамбулизм (хождение во сне) как влияние на подсознательное. Важно помнить, что экспрессионисткое кино – это социальный и политический портрет того времени.

Рекомендуемые фильмы для просмотра:
Роберт Вине «Кабинет доктора Калигари» (1920)
Фридрих Мурнау «Носферату. Симфония ужаса» (1922)
Фриц Ланг «Метрополис» (1927)

Дополнительные фильмы (для особо заинтересованных):
Карл Бёзе и Пауль Вегенер «Голем, как он пришёл в мир» (1920)
Фриц Ланг «Доктор Мабузе, игрок» (1922) (первая часть трилогии о докторе Мабузе)
Фридрих Мурнау «Фауст» (1926)

Внимание! Конкурс домашек по кино.
Выбирайте один из трёх рекомендуемых для просмотра фильмов и как можно детальнее отвечаете на вопросы по ним, которые я выставлю ниже. Советую не торопиться, потому что на все вопросы надо хорошо подумать. Участвующих в конкурсе ждут плюшки и денюжка. Тот, кто ответит ближе всего к истине, получит самую ценную плюшку и самую большую денюжку.

1. Если вы смотрите «Носферату, симфония ужаса»
Скажите, какую роль в фильме играет география мест событий? Почему болезнь (вы поймёте, о чём я, после просмотра)? Ужас или благодарность на лице Носферату в конце фильма?



2. Если вы смотрите «Кабинет доктора Калигари»
Скажите, какие элементы психоанализа вы заметили в фильме? Что обозначает использование цветных светофильтров? Декорации: почему именно такие? Доп.вопрос: Какой фильм 21го века полностью сохраняет структуру «Кабинета доктора Калигари» и его основную идею?



3. Если вы смотрите «Метрополис» (фильм тяжёлый, почти трёхчасовой. Я предупредила. Но он того стоит)
Проведите пареллель между декорациями фильма и происходящим на тот момент в мире. Что вы можете сказать о Башне и двух женщинах? В каком литературном источнике эти элементы были использованы впервые? Машина-Молох – это страх чего? Доп.вопрос: Какой персонаж фильма стал прототипом культового персонажа фильма 60х?



E-mail (оставьте пустым):
Написать комментарий
Кнопки кодів
color Вирівнювання тексту по лівому краю Вирівнювання тексту по центру Вирівнювання тексту по правому краю Вирівнювання тексту по ширині


Відкритих тегів:   
Закрити усі теги
Введіть повідомлення

Опції повідомлення
 Увімкнути склейку повідомлень?



[ Script Execution time: 0.0400 ]   [ 11 queries used ]   [ GZIP ввімкнено ]   [ Time: 13:43:13, 27 Apr 2024 ]





Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP