Лекция Соло Асакуры. №1.
Доброе время суток, коллеги!)
Данным обращением я ни коим образом не хочу проявить фамильярность, я лишь хочу подчеркнуть, что в конкурсе нет и не будет победителей и проигравших, т.к. все мы делаем одно общее дело: быть может я скажу немного пафосно, но мы слуги искусства, потому что, во-первых, наше творчество несёт в себе созидательную силу, во-вторых, оно вызывает эмоции, в-третьих, возможно, у некоторых из нас получится остаться «на века» *ухмыльнулась*.. как знать…как знать)
Учить людей, так сказать,- моя «профессион дэ фуа», но сегодня я не в том настроении, чтобы говорить, что делать можно, а что- нельзя. К тому же… во-первых, грани нормы меняются: раньше считалось абсурдным и нелепым, более того- некультурным использование мата, но наверняка многие из вас знают произведение *закашлялась* «Москва-Петуши»? Не мне вам говорить, что Ерофеев (если не ошибаюсь) использует множество нецензурных слов… зачем?- для образности, чтобы нарисовать картину словами. И, между прочим, у него это неплохо получается. А во-вторых, успех долговечности того или иного крэо зависит порой от степени новаторства автора. А теперь- по пунктам.
Моя работа начинается с замысла. Я тщательно продумываю скелет сюжета , порой его лучше даже записать на листке бумаги. Хотя не отрицаю, случалось со мной и так, что я оказывалась в плену своих собственных идей, когда не я диктовала план действий, а сама ему подчинялась… Сама я стараюсь выбрать таких героев и поставить их в такую ситуацию, которая с одной стороны невероятна, но… она не невозможна. Для чего?- чтобы поиграть с читателем. Признаться, мне всегда приятно читать произведения, сюжет которых граничит с реальностью и вымыслом. Как говорила одна моя знакомая:» Такое возможно, то, что ты делаешь- не фантастика, но случится это далеко не с каждым.» Да, я пытаюсь побороть заурядность )
После тщательного продумывания скелета (а иногда- и деталей сюжета) я приступаю к написанию. Теперь я уже дам парочку советов. Есть у меня несколько пунктов, на которые я , как судья, а сужу я немало, обращаю внимание.
1. Тавтология:
«Тёмная темнота»
2. Частый повтор слов, преимущественно существительных (это и касается имён персонажей).
«Илья не знал, что сказать. Илья едва ли осознавал, что только что произошло. Марта увидела Илью и испугалась»
Здесь, несомненно, нужна замена на синонимы. В приведенном мною примере на такие синонимы как- юноша, молодой человек, местоимение «он». Впрочем, фантазию здесь можно и не ограничивать.
Я не хочу сказать, что повторы не могут быть использованы вообще. Нет. Могут. Но их использование должно быть оправдано, логически объяснено.
«Я спросила его, зачем он так зло подшутил, зачем забрал то последнее, ради чего я жила, зачем убил, сказав, что уходит…»
3. Смешивание времён глаголов.
Это весьма спорный вопрос. Многие знают о понятии «согласование времён». К примеру, в английском оно широко распространено, но в русском… мы, как правило, не уделяем должного внимания времени нашего повествования. Но всё же, если целый абзац посвящён воспоминаниям главного героя, то лучше доминирующим временем сделать прошедшее, не так ли?)
4. Разнообразие.
Пытайтесь разнообразить грамматические конструкции. Которые вы используете при построении предложений, т.к. однотипность утомляет.
Пытайтесь привнести краски в ваше произведение посредством эпитетов, метафор… в общем, любых средств лит. выразительности.
Вот то немногое, что сейчас мне пришло на ум… Но… правила существуют, чтобы их нарушать) А следовательно, соблюдать то, что я только что сказала в каждом предложении, в каждом абзаце, в каждом слове- не стоит. Единственная оговорка: всё должно быть оправдано и подчинено какой-то цели. (желательно, чтобы эту цель осознавали не только вы, но и читатель)
И последнее: помните. всем не угодишь. Вы только вдумайтесь, если школьники 9 класса критикуют таких мэтров, как Достоевский, Булгаков, Есенин, Толстой, Мандельштам, из современности- Толкиен, Коэльо, Роулинг… то что уже говорить о нас, простых смертных) И будьте терпимы, но не совсем безразличны, к критике, если она не выходит за рамки приличия.
Спасибо за внимание. Удачи!