4. Aut bibat, aut abeat! - Либо пусть пьет, либо уходит!
Для того, чтобы понять крылатое выражение "Либо пусть пьет, либо уходит!", давайте представим, что добрый волшебник подарил нам машину времени, дабы мы хоть куда-то смогли отправится этим летом. Душа романтика и пятая точка искателя приключений подсказали, что нужно для нас место – это первый век до нашей эры. Машину покрутило, перевернуло, покачало из стороны в сторону. И вот она нас выкинула аккурат в зеле полном людей и вина. Недолго думая, мы подошли к первому мужчине, которому посчастливилось оказаться у нас на пути. Попытка выбить кубок у него из руки ничем не увенчался. Пришлось пересказать мужчине все то, что вещали вам еще в школе о вреде алкоголя.
Казалось бы, намеренья у нас благие - хотим рассказать человеку о вреде алкоголя, возможно, спасти ему жизнь. Но куда, спрашивается, мы лезем со своими правилами и взглядами на мир? Хорошо, если наша жертва попросту отмахнется от нас. А может быть это оскорбило мужчину? Не зная правил этого места, мы можем лишь созерцать и повторять за ними. Но никак не навязывать то, с чем пришли из своего времени.
По ходу анализа латинского выражения, довольно явно вырисовывается аналогия со знакомым всем славянам фразеологизмом: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят".
Но прошлое прошлым. Там зародилось это выражение, возможно, изгоняя зануд с веселья или врагов из дома. А что изменилось за века? Что имеем сейчас, в наше "продвинутое" поколение?
Приезжая в чужую страну, мы не пытаемся заставить всех говорить на одном с нами языке. Не требуем соблюдения наших традиция, наших устоев. И, только, если мы не платим за подхалимство, никто не носится с нашим распорядком сна, предпочтениями в еде. Если город десятилетиями вымирает по ночам и на праздники, нечего жаловаться, что вас никто не ждет в час ночи с бокалом холодного пива. У нас есть выбор: либо принять традиции этого места или уехать. Обычаи.
И мы подчиняемся.
Пусть это звучит прозаически, но как часто вас вынуждали одевать бахилы в музеях? Частенько. А все потому, что правила гласят, что без них вы не сможете войти. Перефразировав крылатое выражение, можно сказать, что "Либо пусть красуется в бахилах, либо уходит!". И вряд ли кому-то удастся убедить боевую бабульку у входа, что у вас чистая обувь или что цвет бахил не подходит к вашей сумочке. Правила.
И мы подчиняемся.
Нельзя заставлять людей делать так, как хочется вам. Нельзя прийти в магазин и попросить перевесить вещи, так как они весят не по цвету. Нельзя прийти в дом, где принято снимать обувь и шастать по ковру обутым. Нельзя зайти в бар и твердить о вреде алкоголя. Нельзя выйти в курилку с плакатом против курения. Потому что вас попросят уйти (в лучшем случае).
Как часто мы встречаем достаточно мудрых людей, которые действительно принимают устои других? Есть в человеческой природе черты, которые не искореняет ни время, ни количество "корочек" из высших школ. И как бы печально это не звучало, но то, что было актуально для греков, остается таковым и для нас.