Qilinas, если честно, не могу спорить на эту тему, потому что оба фильма не смотрела.
но скажем так, что эти приёмы использовались давно и в разных жанрах. если взять отдельно музыку, то весь саспенс на ней построен. да и ещё некоторые фильмы одной только музыкой давят на психику. не так страшен Шайнинг, как его камера и саунд ;)
а БК манипулирует сознанием именно с сюжетной стороны. единственный момент, за который можно уцепиться, это "почему в один прекрасный момент Тайлер стал так близок к гг?", но тут идут два факта отрицания: 1. фильм даёт намёки, но не даёт нам времени подумать на эту тему, 2. фильм даёт намёки, но мы сами отрицаем, потому что это "правильно" отрицать такие неожиданные и непредсказуемые факты.
в "Жизнь Пи" сработала та же схема. фильм даёт много намёков, но завораживает картинкой так сильно, что у нас нет времени решить, кем же являлись эти животные, символами или сравнением. и, чтобы не мучать своё сознание особо так, мозг моментально думает о канонических символах и забивает на это дело, целиком расстворяясь в картинке. а там-то было сравнение. и опять же. фильм даёт намёк, что это сравнение, а мы не знаем верить ли или нет. это не выбор, как тут раньше высказывались. это заведомый "экзамен" психологического состояния зрителя: способны ли мы воспринять реальность такой, какая она есть, или лучше поверим в сладкую ложь, но не будем насиловать сознание.
э. что-то я разошлась. ну ты понял, да?)))