Модератори: Supernova.

  Ошибка! Закрита тема Нова тема

 

Лекция 16. Графическое искусство

, Все курсы

Графическое искусство

(Магические искусства)
*В круглом кабинете Магических искусств сегодня было многолюдно. Профессору пришлось освобождать последние парты, которые с течением времени превратились в место для хранения демонстрационных плакатов. Расчищая столы, женщина заметила, что на лекцию пришли, в основном, выпускники: пятый и седьмой курсы. Большая группа учеников столпилась вокруг кудрявой темноволосой девушки с карими глазами. Та держала в руках большой альбом для скетча, мило улыбалась и что-то рассказывала. //Чувствую, презентация сегодня пройдёт на «отлично»,// – усмехнулась про себя Эмилия.*

– Добрый день, студенты. Побыстрее рассаживайтесь на места, и начнём урок, – *последние слова едва не потонули в ударах колокола. Женщина вернулась к своему столу, на котором высилась большая стопка журналов «Придира». При помощи заклинания левитации Эмилия заставила журналы разлететься по классу. Студенты с любопытством зашуршали страницами.* – Знете ли вы, что оформление обложек журналов тоже является искусством? Каким? – *Эмилия постучала палочкой по доске, и на ней тотчас появилась тема урока.*

Графическое искусство

– Напрасно графику считают «мрачным» или «чёрно-белым» видом искусства. За обычным листом бумаги и карандашными линиями порой скрывается яркий и богатый мир эмоций, планов и чувств. Чтобы разобраться во всех тонкостях этого вопроса, начнём с определения в учебнике.

Графика – это вид изобразительного искусства, в основе которого лежит монохромный рисунок, выполненный мягкими, твёрдыми или жидкими материалами.
Основными графическими средствами изображения являются точка, линия, штрих, пятно, светотень, а также фактура и фон бумаги.

– Начнём с того, что под графикой изначально понимали рисунок. Именно рисунок является самым древним видом изобразительного искусства. Он зародился тогда, когда первобытные люди стали изображать на стенах пещер силуэты разных животных. Рисунок был условен, а значит, с его помощью можно было легко описать окружающий человека мир. Благодаря этому свойству рисунок позволил зародиться пиктографии (особой системе письма, основанной на рисунках), что в свою очередь привело к появлению письменности.

user posted image
Печатная графика. Книжная графика. Иллюстрация к «Сказке о трёх братьях»

– Позднее в обиходе появился термин «графика». Он пришёл к нам из древнегреческого языка и переводится как «писать, чертить, рисовать». С одной стороны, суть осталась прежней. С другой – процесс создания рисунка усложнился, поскольку развивалась живопись – смежная с ним область. Художники древности уже тогда понимали, что в основе любого произведения изобразительного искусства лежит качественно проработанный рисунок-эскиз. Живший в эпоху Возрождения известный скульптор, художник и мыслитель Микеланджело Буонарроти и вовсе назвал рисунок «источником и корнем всякой науки».

– Но, профессор, – *поднял руку светловолосый парень с Гриффиндора,* – как же тогда различить живопись, графику и рисунок?

– Хороший вопрос, Генри. Для этого обратимся к истории.
Так сложилось, что вплоть до XIX века все три понятия одновременно существовали. С первым определением, я думаю, ни у кого вопросов нет. Все помнят о том, что «живопись» – это процесс нанесения красок на твёрдую поверхность. Два других термина требуют разъяснений. Под «графикой» раньше понимали только печатные техники (гравюра, литография). Под «рисунком» – строго работу от руки, причём только в качестве подготовительного материала, а не как что-то самостоятельное.

user posted image
Печатная графика. Гравюра из учебника по Истории магии.

– Однако, несмотря на наличие чёткой классификации, в среде художников и теоретиков искусства постоянно вспыхивали споры о принадлежности той или иной работы к тому или иному термину. Особенно часто возникала путаница между понятиями «рисунок» и «живопись».
Но научная мысль не стояла на месте. В начале ХХ века графика, вобрав в себя понятие рисунка, окончательно отмежевалась от живописи и стала считаться отдельным видом искусства. Впрочем, я уверена, что для многих, сидящих здесь, вопрос так и остался открытым, – *профессор подняла указательный палец вверх,* – как отличить графику от живописи, если оба вида искусства относятся к изобразительным?

*Класс призадумался. Одни студенты стали переговариваться между собой, обсуждая возможные варианты ответа. Другие решили заглянуть в учебник. Третьи уставились на доску, где висела иллюстрация к сказке.*

– Мисс Лангрин, прошу вас, – *профессор обратилась к той самой кареглазой студентке шестого курса. Девушка поднялась с места, взяла альбом и прошла к доске, провожаемая множеством любопытных и восхищённых взглядов.* – Мисс Элизабет Лангрин – наш приглашённый гость. Отличница школы, молодой талант в среде художников современного графического искусства, победительница студенческих выставок в Лондоне и Глазго.

*Ученики, пришедшие в качестве группы поддержки, громко похлопали Элизабет. Та робко помахала друзьям в ответ. Когда шум в классе затих, ученица начала свой рассказ.*

– В живописи самым главным средством выразительности является цвет. Вспомните картины и портреты Хогвартса. Все они написаны разными красками, задача которых – передать свет и тень, объём и форму объектов так, чтобы они казались правдоподобными. В графическом искусстве цвет или вовсе отсутствует, или выполняет лишь вспомогательную функцию, поскольку просто не нужен ввиду совершенно другой художественной задачи. В этом состоит главное отличие.

– Не могли бы вы более подробно рассказать нам о вспомогательной функции цвета в графике? – *обратилась к студентке профессор.*

– Конечно. Во-первых, он нужен для того, чтобы сделать акцент на отдельных деталях работы и раскрыть задумку автора, упростив для зрителя её восприятие. Во-вторых, цвет в графике зачастую абстрагирован и не передаёт объём, светотень и текстуру изображаемых объектов в полной мере. Отсюда возникает некая условность (неправдоподобность) всего того, что нарисовано. Для наглядности подойдут обложки журналов «Придира», которые лежат у вас на столах. В-третьих, цвет обычно монохромен, так как для создания классического графического рисунка нужны всего лишь один или два оттенка, которые будут контрастировать с фоном бумаги. Обычно это чёрный, белый или терракотовый тона.

*Закончив своё выступление, Элизабет раскрыла альбом и показала классу одну из своих последних работ. Это был карандашный рисунок замка Хогвартс, очень искусно выполненный.*

user posted image
Рисовальная графика. Элизабет Лангрин. Замок Хогвартс

– Как видите, – *продолжила студентка,* – в моей работе цвет отсутствует. Создать объём и светотень мне помогли простые линии и штрихи. Это традиционное графическое искусство. Но есть работы и с цветными акцентами, – *девушка указала на иллюстрацию к сказке Барда Биддля.*

– Всё верно. Спасибо, мисс Лангрин, можете возвращаться на место, – *сказала учительница с улыбкой.* – Своей презентацией вы принесли Хаффлпаффу 50 очков, – *в классе кто-то присвистнул.* – А теперь переходим к изучению разных классификаций. Начнём с основных разделов графики.
  • рисовальная (уникальная) графика, к которой относят произведения изобразительного искусства, созданные в единственном экземпляре (набросок, монотипия, акварель, коллаж).
    Примеры: работы мисс Лангрин и других графических художников волшебного мира.
  • печатная (тиражная) графика, к которой относят авторские печатные формы, предназначенные для тиражирования, то есть для создания копий. Их количество зависит от задач и целевой аудитории (гравюра, литография, книжные иллюстрации).
    Примеры: иллюстрации к книгам Златопуста Локонса или сказкам Барда Биддля, а также наглядные рисунки к учебникам для школы.
user posted imageuser posted image
Печатная графика. Газетно-журнальная графика. «Ежедневный пророк»Печатная графика. Газетно-журнальная графика. «Придира»

– Кроме деления на разделы графика делится на роды:
  • станковая графика, когда рисунок создаётся на мольберте или холсте. К ней относят станковый рисунок, эстамп, гравюру, акварель. Особой разновидностью станковой печатной графики является лубок.
  • книжная графика, куда входят книжные иллюстрации, виньетки, буквицы, оформление обложек и суперобложек, форзацев и эрзацев, оформление шмуцтитула и общий дизайн шрифтов.
    Примеры: иллюстрации к сказке Барда Биддля «О трёх братьях».
  • газетно-журнальная графика, к которой относят оформление печатных изданий, иллюстраций, обложек и карикатур.
    Примеры: новостные газеты «Ежедневный пророк», «Воскресный пророк», «Новости волшебного мира», журналы развлекательного характера «Придира», «Спелла», «Ведьмин досуг», научные журналы «Трансфигурация сегодня», «Практика зельеварения», «Проблемы чароведения», «Обзор магического образования в Европе», спортивные журналы «Еженедельник ловца», «Выбери себе метлу», комиксы «Патрик Пигс, Помешанный Простец», «Луни Нонби против Корнуэльского Пикси» и другие.
  • промышленная графика, которая занимается дизайном почтовых марок, денежных знаков, товарных ярлыков, фирменных логотипов магазинов и рекламных вывесок.
    Примеры: вывески магазинов в Косой Аллее или Хогсмиде.
  • графика письма, куда входят искусство шрифта, эпиграфика и каллиграфия.
    Примеры каллиграфии: оформление пригласительных, открыток, дипломов.
  • плакатная графика, к которой относят разработку плакатов для торговой рекламы или политической агитации.
    Примеры: плакаты для розыска преступников или нежелательных лиц, выпускаемые Министерством Магии.
  • компьютерная графика, когда изображения создаются не от руки, а при помощи специальной цифровой машины (компьютера). Возникший на её основе современный графический дизайн поглотил почти все роды графики. Для магглов это огромный шаг на пути к оцифровке любого вида изображений.
user posted image
Промышленная графика. Фирменный логотип магазина Олливандера

– Графика отличается от живописи ещё и тем, что использует другие материалы. Как видно из определения, создать графическое произведение искусства на бумаге или картоне помогут:
  • мягкие материалы, к которым относят уголь, пастель, соус, сангину, сепию, мел.
  • твёрдые материалы, куда входят графитные карандаши, ручки, линеры, фломастеры, маркеры, восковые мелки.
  • жидкие материалы, это тушь, акварель и гуашь. Сюда же можно отнести работу каллиграфическим пером.
*Время урока близилось к концу. Профессор сверилась со своими часами и окинула взглядом аудиторию: студенты склонились над пергаментами и усердно записывали классификацию. Впрочем, некоторые успевали ещё и «Придиру» одним глазом читать.*

– И в заключении отмечу, что в магическом мире к графическим рисункам, равно как и к живописи, часто применяют магию, заставляя картинки двигаться. Мне как-то посчастливилось найти после уроков несколько забавных карикатур на учителей нашей школы, чьи изображения были анимированы, словно на колдографии. Иной принял бы это за оскорбление, но лично я сразу подумала о рисовальном таланте этих учеников. Поэтому запомните, – *подытожила волшебница,* – как только вам захочется порисовать на уроке, а под рукой только перо и чернила, сразу вспоминайте о том, что вы не ерундой занимаетесь, а графическим искусством, – *и ребята в классе рассмеялись.* – Кто знает, может быть именно вы, начав с простого рисунка, сможете вывести графику в волшебном мире на новый уровень.

*Очень кстати дали звонок, и Эмилия отпустила детей на перемену. Пара студентов осталась, чтобы помочь ей собрать журналы.*

Задания

  1. Для чего нужен цвет в графике?
  2. Чем отличается рисовальная графика от печатной?
    (Общий объём работы – не менее 700 символов)
  3. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)

Дополнительные задания

    1. Доклад. Монотипия как вид рисовальной графики. По желанию вы можете приложить к работе вдохновляющие вас изображения.
      (Общий объём работы – не менее 1000 символов)
    1. Сочинение. Как вы думаете, почему до XIX века рисунок не считали полноценным произведением искусства, а лишь промежуточной стадией?
      (Общий объём работы – не менее 800 символов)
    1. Сочинение. Как вы понимаете высказывание: «Карикатура – это графический афоризм»? (Ашот Наданян)
      (Общий объём работы – не менее 800 символов)
    1. Сочинение. Что такое «каллиграфия» (в вашем понимании) и почему она относится к графике? Аргументируйте.
      (Общий объём работы – не менее 800 символов)
    1. Задание на фантазию. Опишите одну из поездок Элизабет Лангрин в Лондон, где она принимала участие в выставке студенческих работ и победила. Можно оформить заметкой, рассказом, ролевым отыгрышем.
      (Общий объём работы – не менее 700 символов)
  1. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Показать все комментарии

Магические искусства

Тест закрито 
Supernova
Відправлено: Jul 11 2021, 09:45
Offline

My heart is lost between the stars
*********
Стать:
Великий магістр I
Вигляд: Animagus Dormiens Draco
Група: Викладачі Гоґвортсу
Повідомлень: 6581
Користувач №: 48370
Реєстрація: 11-June 09






  i  

Добро пожаловать!
Лекция открыта до конца года.




  i  

Тест на 20 баллов.
У тех, кто сдаст основу менее, чем на 7 баллов, результаты теста будут обнулены.


^
0 Користувачів переглядають дану тему ( Гостей і Прихованих Користувачів)
Користувачів:

Ошибка! Закрита тема Нова тема

 



[ Script Execution time: 0.0833 ]   [ 23 queries used ]   [ GZIP ввімкнено ]   [ Time: 14:10:51, 03 May 2024 ]





Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP