Модератори: Supernova.

  Ошибка! Закрита тема Нова тема

 

Лекция 15. Цирковое искусство

, Все курсы

Цирковое искусство

(Магические искусства)
*Время было послеобеденное. Студенты потихоньку собирались в кабинете и готовились к уроку. Профессор в это время наводила порядок на своём рабочем столе. И надо же было разлить волшебные чернила! Хорошо ещё, что ими не запачкались домашние работы студентов и её собственный блокнот с расписанием.*

– Здравствуйте, ученики, – *поздоровалась Эмилия, когда прозвучали удары колокола.* – Мы продолжаем изучать виды искусств и сегодня поговорим о цирке.

Цирковое искусство

– Это направление всегда привлекало не только детей, но и взрослых, ведь смотреть на опасные трюки акробатов, смешные сценки клоунов и на послушных дрессированных зверей очень увлекательно. И хоть данный вид искусства предназначен исключительно для развлечения, в его основе лежит многолетний труд и большая опасность для здоровья. Откуда всё это пошло, мы скоро узнаем. А пока запишем основные понятия.

Цирк – зрелищный вид искусства, в основе которого лежит демонстрация всего необычного и смешного с целью развлечь зрителя.
Цирком также называют само здание для проведения представлений. Здание может быть стационарным или передвижным (шатёр шапито).
Труппа – постоянно действующая творческая группа людей, выступающих на арене (манеже). Этот термин также относится к музыке и театру.

– Слово «цирк» пришло к нам из Древнего Рима и переводится как «круг», «круглая площадка». Изначально цирковая арена имела форму овала, и на ней проходили гонки на колесницах и гладиаторские бои. В античные времена это было главным развлечением, которое устраивали по большим праздникам.
В Средние века появились новые виды искусств, призванные развлекать зрителя, поэтому цирк на время утратил свою популярность. Его вытеснил театр. Впрочем, бродячие цирковые труппы продолжали существовать, поскольку пользовались благосклонностью властей и богатых людей, которые их спонсировали. Выжить в это непростое время цирковому искусству помогли, конечно, не только денежные вложения. Важную роль играла и моральная составляющая, ведь свободное творчество скоморохов, жонглёров и уличных акробатов было понятно каждому и демонстрировало общеизвестные ценности: физическую силу, красоту тела, мощь духа. Кстати, именно в это время зародился передвижной цирк, который позволил артистам давать представления в самых разных местах и, как следствие, расширять зрительскую аудиторию и зарабатывать больше денег.

user posted image
Передвижной цирк шапито

– После долгих лет забвения и упадка цирковое искусство вернулось в конце 18-го века. Возродить его решили два англичанина по фамилии Астлеи. Они построили в Париже круглый зал, который назвали цирком, и стали давать там представления, состоящие из упражнений на лошадях и разных акробатических трюков. В начале 19-го века их дело продолжили итальянцы Франкони. Они включили в программу пантомимы и выступления с дикими животными. Таким образом, цирк распространился по всей Европе и постепенно стал дополняться новыми жанрами. Поговорим об основных.
  • Акробатика. Жанр, в котором человек демонстрирует свою пластичность. Для этого требуется колоссальная физическая сила, гибкость и выносливость. Элементы выполняются без какого-либо инвентаря и обычно бывают сложными для исполнения (кувырки, прыжки, перевороты назад, колёса). Акробатика может быть динамичная (прыжки, перевороты) и статичная (построение колонн, стойки).
  • Гимнастика. Жанр, демонстрирующий превосходную координацию движений. Эта область циркового искусства так же основана на физических упражнениях. Элементы выполняются с помощью особого инвентаря (турники, кольца). Гимнастика может быть партерная, когда все снаряды прикреплены к манежу, и воздушная, когда упражнения выполняются под куполом цирка на обручах или полотнах.
  • Эквилибристика. Жанр, в котором человек демонстрирует умение сохранять равновесие тела, держа в руках разные предметы. Например, идти по канату, играя на музыкальном инструменте или стреляя из оружия. Такие номера могут быть не только одиночными, но и групповыми, когда цирковые артисты выстраиваются в пирамиду или колонну, демонстрируя баланс равновесия в неустойчивом положении.
  • Жонглирование. Жанр, в котором демонстрируется умение манипулировать тремя и более предметами. Жонглёр может выступать один, а может выступать и в группе. В этом случае номер строится на перебрасывании предметов друг другу. Жонглировать можно не только классическими предметами (мячами, палками, булавами, пои, диаболо), но и необычными вещами (тарелками, факелами и др.).
  • Дрессура. Жанр, демонстрирующий обученность животного определённым командам. Дрессировщик вырабатывает у животного устойчивые навыки поведения при помощи комплекса упражнений. Животные, привлекаемые для выступления в цирке, могут быть разными по размеру: от попугаев и кур до лошадей, верблюдов и слонов. Также они могут быть травоядными или хищными. Методы, с помощью которых можно научить животное выполнять разные команды, бывают трёх типов: болевой, поощрительный и подражательный.
  • Клоунада. Жанр, в основе которого лежит разыгрывание комических сценок при помощи пародии, гротеска, эксцентричности. Традиция наряжаться в смешные костюмы, надевать маски и развлекать публику пришла из старинных уличных балагурных представлений. Такой способ помогал обойти цензуру и рассказать простому люду о правде жизни, высмеять власть имущих. Со временем излишняя бутафория и гротеск ушли из выступлений. Современный номер клоуна – это мини-спектакль, наполненный не только юмором, сатирой и нелепыми ошибками, но и глубоким идейным содержанием.
  • Иллюзия. Жанр, основанный на ловкости рук и исполнении трюков при помощи специальной аппаратуры для создания иллюзий. Задача фокусника – ввести в заблуждение зрителя, заставить его поверить в то, чего не может существовать. В основе такого номера лежит загадочность и фантастичность событий. Например, исчезновение предметов или оживление статуй, хождение по битому стеклу или горящим углям.
user posted image
Цирковые жанры

*Пока ученики записывали материал, волшебница, наконец-то, закончила наводить порядок у себя на столе. Перья были сложены в одной стороне, чернильницы аккуратно расставлены в другой. Бумаги и свитки с домашними работами сдвинуты на край, а по центру расположились демонстрационные плакаты, приготовленные для урока.*

– Любой вид искусства состоит из определённых элементов. Основой для цирка являются спорт и зрелищность. Кстати, эти же направления встречаются в художественных видах спорта (фигурное катание, саберфайтинг, художественная гимнастика и другие).
  • Спортивная/физическая подготовка. Она лежит в основе циркового искусства. Изнурительные тренировки обычно начинаются с самого раннего возраста. Человек годами учится исполнять один и тот же трюк, чтобы в момент выступления он получился у него безупречно. Эта особенность досталась цирку от своего предка – гладиаторского боя. Для собравшегося на трибунах народа это всего лишь увеселение. Но для бойца это самое настоящее испытание, исход которого зависит исключительно от его физической подготовки и боевых навыков. Так уж сложилось исторически, что цирковые артисты чаще других подвержены серьёзным травмам, представляющим опасность для здоровья.
  • Зрелищность. Она призвана украсить шоу, ведь смотреть только на спортивные элементы, будучи при этом не посвящённым во все тонкости, зрителю будет довольно скучно. Зрелищность достигается путём создания яркого эксцентричного образа, который, в свою очередь, состоит из грима, костюма, реквизита, спортивных снарядов и других цирковых атрибутов, включая животных. Даже древнеримские гладиаторские бои были по-своему зрелищными, так как бойцов одевали в красивые доспехи и давали им необычный боевой инвентарь. А что уж говорить о ряженых скоморохах и балагурах Средневековья. Их красочные и нелепые костюмы одним только своим видом приводили людей в восторг.
*Эмилия прикрепила на доску колдографии. На них были изображены люди в ярких костюмах, выполняющие сложные трюки на манеже и под куполом цирка.*

– Существует особая разновидность цирка, которая была очень популярна в начале и середине 20-го века. Называется она «фрик-шоу» или по-другому «цирк уродцев». Там собирались люди с различными аномалиями и уродствами, которых общество считало изгоями. Это сейчас современная медицина может вылечить или облегчить жизнь людям с физическими отклонениями. Однако в то время участь таких людей была незавидна. Впрочем, некоторые весьма предприимчивые артисты совсем не стеснялись своих недостатков, а, напротив, смогли заработать колоссальное состояние, участвуя в таких фрик-балаганах.

user posted image
Магический цирк «Арканус»

– В американской истории начала 20-го века есть пример, когда тренды волшебного мира совпали с «модой» магглов на «фрик-шоу». Так появился передвижной цирк «Арканус», хозяином которого был некий маг Скендер. Он часто хвастался тем, что его бродячий волшебный цирк является самым полным в мире собранием человеческих странностей. Скендер был успешным предпринимателем, поэтому организовывал не только сами представления, но и проводил ежедневные уличные парады, которые могли развлечь и старого, и малого. Известно, что в 1926-ом году труппа артистов «Аркануса» гастролировала по Нью-Йорку в течение двух недель, а в следующем году прибыла в Париж. Их выступления пользовались большой популярностью как среди волшебников, так и среди магглов.

– Профессор, можно вопрос? Гарриет Боунс, – *представилась рыжеволосая гриффиндорка, поднимая руку. Учительница кивнула.* – Правда, что в таких фрик-шоу участвовали маги?

user posted image
Нагайна и Криденс

– Правда, мисс, – *ответила Эмилия*. – Волшебнику не стоило большого труда затеряться в разношёрстной толпе артистов. Особенно удачно сюда вписывались маги с необычными способностями. Для создания иллюзий или трюков они использовали магию. Для кого-то она была даром природы. Для кого-то – проклятием.
В американском цирке «Арканус» работали такие известные волшебники как Нагайна (Маледиктус или девушка-змея) и Криденс Бербоун. История обоих магов печальна. У девушки имелась врождённая патология крови, именуемая «проклятой». Каждую ночь она превращалась в змею. Этот процесс нельзя было контролировать, как, например, анимагию. Однажды, перевоплотившись в змею, девушка так и осталась в этом облике до конца своих дней. Криденс же был обскуром. С раннего возраста он подавлял свои магические способности, в результате чего огромный магический потенциал, коим он обладал, становился всё более разрушительным и опасным как для себя, так и для окружающих.
Эти волшебники, как и множество других изгоев и сирот, оказались в цирке не по своей воле. Официально участие в цирковых шоу являлось работой, но по факту больше походило на заключение в тюрьме, из которой невозможно было сбежать. Зачастую собственников цирка мало интересовали трудности жизни своих подчинённых. Им было важно хорошо зарабатывать на уникальных способностях этих людей.

*Эмилия посмотрела на песочные часы: кажется, время урока уже заканчивалось.*

– А как же животные? – *выпалил мальчик с третьей парты*. – В любом цирке они есть, хоть в обычном, хоть в волшебном.

– Совершенно верно, мистер Хиггс, – *улыбнувшись, ответила женщина.* – В магической цирковой труппе кроме людей обязательно числятся волшебные существа. Есть разумные, например, гоблины. Есть неразумные, например, тролли и гиппогрифы. Ну и конечно, парочка экзотических экземпляров. В цирке «Арканус», например, содержался японский демон Каппа и китайский кот Зуву. Мистеру Скендеру, впрочем, как и любому другому шоумену, важно было удивить зрителя чем-нибудь необычным.

*В коридоре раздался звонок, и студенты шумно засобирались.*

– На сегодня мы закончим. До новых встреч на предмете, ребята, – *попрощалась со всеми Эмилия и принялась задвигать стулья с помощью заклинания левитации.*

Задания

  1. Почему в цирковом искусстве важна не только физическая подготовка, но и зрелищность номера?
  2. Какой цирковой жанр (из перечисленных в лекции) кажется вам наиболее сложным для исполнения? Аргументируйте.
    (Общий объём работы – не менее 700 символов)
  3. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)

Дополнительные задания

    1. Доклад. Трагическая судьба Нагайны – девушки-змеи. По желанию вы можете приложить к работе вдохновляющие вас изображения.
      (Общий объём работы – не менее 1000 символов)
    1. Сочинение. В чём заключаются сходства и отличия циркового искусства и художественных видов спорта? Назовите 3-4 пункта и аргументируйте.
      (Общий объём работы – не менее 800 символов)
    1. Сочинение. Рассказ Дмитрия Васильевича Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». Объясните, каким образом маленький герой рассказа связан с цирком? В чём заключается трагедия Пети?
      (Общий объём работы – не менее 800 символов)
    1. Сочинение. Как вы понимаете данное высказывание: «Хороший клоун творит карикатуры других людей, плохой пародирует себя»? (Пьер Мариэль)
      (Общий объём работы – не менее 800 символов)
    1. Задание на фантазию. Подберите 3-4 заклинания, которые было бы уместно использовать в цирковом номере файер-шоу? Аргументируйте свой выбор.
      (Общий объём работы – не менее 700 символов)
  1. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Показать все комментарии

Магические искусства

Тест закрито 
Supernova
Відправлено: Apr 19 2021, 13:17
Offline

My heart is lost between the stars
*********
Стать:
Великий магістр I
Вигляд: Animagus Dormiens Draco
Група: Викладачі Гоґвортсу
Повідомлень: 6581
Користувач №: 48370
Реєстрація: 11-June 09






  i  

Добро пожаловать!
Лекция открыта до конца года.




  i  

Тест на 20 баллов.
У тех, кто сдаст основу менее, чем на 7 баллов, результаты теста будут обнулены.


^
0 Користувачів переглядають дану тему ( Гостей і Прихованих Користувачів)
Користувачів:

Ошибка! Закрита тема Нова тема

 



[ Script Execution time: 0.0890 ]   [ 23 queries used ]   [ GZIP ввімкнено ]   [ Time: 13:36:07, 03 May 2024 ]





Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP