Модератори: Никс, Supernova.

  Ошибка! Закрита тема Нова тема

 

Трансфигурация и искусство

, I-VII курсы

Трансфигурация и искусство

(Трансфигурация)
Сегодня мы с вами поговорим о магических искусствах. Нет, я ни в коем случае не собираюсь отбирать хлеб у профессора Ван-Шаттен. Нас с вами будет искусство, но исключительно с точки зрения Трансфигурации.
Впрочем, позволю себе небольшое введение.


С портретной живописью человечество знакомо с давних времен. Считается, что этот вид искусства берет начало из погребальных традиций Древнего Египта. Начиная с периода правления XVIII династии, на саркофаги стали крепить деревянные маски с лицами фараонов и важных чиновников. Макси эти раскрашивались и стилизовались, чтобы сохранить память о внешности. До Эхнатона эта стилизация была исключительно идеалистической – у фараона и чиновника не может быть недостатков. Эхнатон же требовал, чтобы его изображали реалистично – со всеми физическими недостатками. Идея, впрочем, в те времена не пошла в народ. Однако именно так у волшебников с художественным даром возникла идея о запечатлении и сохранении жизни с помощью портрета.
Первые реалистичные движения на картинах стали появляться примерно в 500 году до нашей эры. Родоначальниками идеи стали греческие портретисты – они просили своих моделей переносить вес на одну из ног, чтобы вторая была как бы "свободна", так сказать, человеку тяжело стоять, он устал, поэтому разгрузил одну ногу, чтобы дать ей отдохнуть. Это самый ранний пример так называемого "контрапоста" – приёма, который как бы противопоставлял положения двух частей тела. Позднее позы усложнялись, в портретах появлялся всё больший и больший динамизм. Художники искали различные способы "оживить" свои картины, применяя различные техники и материалы.

Однако магловские художники всегда были ограничены в способах. Магическим творцам повезло в этом плане куда больше – с помощью волшебства им удалось не только запечатлеть и сохранить жизнь, но еще и придать портретам объема.
Впрочем, началось всё не с живописи, а со скульптуры. Оживление трёхмерных объектов оказалось для волшебников намного проще. Маги начали с попыток одушевления скульптур. А именно – с дарования им речи.

- Люди куда охотнее верят в предсказания или наставления, когда к ним обращается статуя божества, - Ребекка хмыкнула, не желая, впрочем, развивать тему дальше.
- То есть, вы хотите сказать?.. – очаровательная светловолосая Хаффлпаффка, сидевшая за третьим столом, ближе к стене, удивленно распахнула глаза.
- Ровно то, что сказала, - Бека покачала головой. – Не думаю, что всё остальное – это моя тема.


Первопроходцем в сфере "оживления" статуй стал Дедал. Даже магл Эврипид, греческий драматург, писал, что "статуи словно движутся". Наиболее известными его работами считаются статуя Афродиты на острове Делос, а также статуя Афины в Кноссе. Также великий мастер создал несколько скульптур Геракла. Тот, впрочем, не оценил и даже разбил одну из них. По легенде – из-за чрезмерного сходства. На самом же деле, разбитое изваяние переняло не только внешность, но и некоторые особенности характера известного героя. И тот не сумел стерпеть оскорбления жестом от "какого-то куска камня".
"Оживление" стало довольно-таки модным в среде древнегреческой знати. Нередко магов просили применить соответствующее заклинание на декоративных архитектурных элементах, которые украшали фризы. Фриз – это горизонтальная или вертикальная полоса, которая обрамляет или увенчивает некий архитектурный элемент.

- Чтобы было наглядно… - Бека огляделась, но все-таки взялась за волшебную палочку, создавая двумерную иллюзию здания. – Вот эта светлая полоска с чем-то вроде овалов и называется фризом.

user posted image


Как правило, они выполнялись в виде лиц или человекоподобных фигур и устанавливались над дверными проемами. Маги заколдовывали их так, чтобы те приветствовали или оскорбляли входящих гостей.
Однако некоторых волшебников не устраивало довольно-таки поверхностное исполнение "оживляющих" чар. Пигмалион, кипрский волшебник и скульптор, довольно долго изучал одушевленные фризы: он слышал приветствие от них, но не видел, чтобы губы масок двигались. Или же, если маску изготавливали и зачаровывали с большим искусством, видел, как неуклюже и асинхронно с приветствием двигается рот. Именно ему принадлежала идея, что рот при одушевлении статуй нужно зачаровывать отдельно, а при работе с цельной маской, изучать, как именно двигаются лицевые мышцы. Рассуждения и эксперименты Пигмалиона привели к тому, что им была создана великолепная статуя, насколько "живая", что ее вполне можно было спутать с человеком. Магловский поэт Овидий даже приписал "оживление" статуи богине любви Афродите.
Впрочем, при подъеме христианства заклинания, которые позволили бы оживить статую на уровне Пигмалиона, были утрачены. Сохранились только "грубые" варианты, которые позволяли наделить предмет или статую речью. Причем, сохранились именно самые простые варианты, которые позволяли зачарованному предмету произносить только элементарные фразы по заданному сценарию. Эти "грубые" заклинания применяли не только на статуи, но и на картины.

- Буду откровенна – идея применения таких чар была… ну, не самой умной. Несколько заданных фраз довольно быстро приедались и начинали раздражать, к тому же статуи и картины заданные фразы не просто проговаривали, а выкрикивали их. Что также не внушало восторга и любви к таким произведениям искусства, - Ребекка вздохнула. Ей доводилось видеть несколько статуй и даже одну картину того периода. И женщина прекрасно помнила, как при посещении музея ей выдали в том числе затычки для ушей.
- Я б такое произведение сжег, - решительно сообщил темноволосый юноша со значком Гриффиндора на мантии.
- Вандал. В шкаф убрать, и ладно, - фыркнула на него светловолосая Слизеринка с очень длинными ногтями.
- Ну, да, в целом всё так и происходило. Кто-то из владельцев шедевров уничтожал их, а кто-то – прятал на чердаках и в шкафах за заглушающими чарами, - согласилась Ребекка. – Некоторые маги-художники убирали свои работы в специальные рамы с петлями и дверками, чтобы можно было заглушить голос картины. Утверждается, что такая "упаковка" оказала сильное влияние на магловские триптихи и алтари.


Примерно к началу IX века маги начали пытаться восстановить утраченные знания об одушевлении статуй и портретов. Маги-художники довольно много работали над тем, чтобы наделить "говорящие" портреты разумом. Это было крайне обременительно как для самого художника, так и для того, кто на портрете изображен.
От художника требовались серьезные знания в области трансфигурации, а также впечатляющая фантазия и умение понимать людей. Надо сказать, что первые попытки были скорее безуспешны: разум у картин обнаружен не был, а попытки художников «закрепить» в картинах в том числе и своё впечатление о характере и поведении клиента, ни к чему не привели. Поиски волшебников привели их к тому, что заново были открыты труды древнегреческих поэтов и писателей, в которых всё это – двигающиеся и мыслящие статуи – уже были описаны. И маги занялись восстановлением и поиском заклинаний Дедала и Пигмалиона.
Начиналось всё с малого – мимики. Для этого волшебники использовали одну из самых ранних техник мнимого одушевления. Например, так называемый "следящий" взгляд картин. Или почти незаметные "подергивания" уголков глаз и губ. Непосвящённые зрители, как правило, воспринимали такие картины очень плохо. Впрочем, художников от трансфигурации это не останавливало, и постепенно к мимике добавились движения – сначала неловкие, как у марионеток. Уже к XIII веку магам удалось если не восстановить комплекс чар Пигмалиона, то как минимум частично воссоздать. Поиск разума у портретов также не останавливался, и постепенно волшебникам удалось достичь успеха и в этой сфере – оказалось, что помимо качественной работы художника-трансфигуратора, требуется общение портрета со своим "первоисточником", а также с его родными и близкими.

После того, как художникам от Трансфигурации удалось "оживить" портреты, показалось само собой разумеющимся "одушевить" и задний план картин. Ветерок, который заставляет двигаться листья, капли дождя, подрагивающий огонёк свечи… также не удивительно и то, что после "одушевления" заднего плана, появились заклинания, которые позволяли изображенным людям взаимодействовать с предметами, нарисованными на их картине.

- Вот, например, как на этом изображении. Тут использован довольно грубый вариант оживления... - Бека чуть поморщилась, демонстрируя студентам уменьшенную копию изображения. - Но в целом понятно, к чему именно стремились маги.

user posted image

И совершенно не удивительно, что однажды магам захотелось пойти дальше. И создать заклинание, которое позволит изображенным людям покидать свои картины.
Во время эпохи Возрождения, было разработано первое такое заклинание. Однако после крайне неприятной истории с участием одного тёмного волшебника, двух зачарованных картин и некой неумелой художницы, заклинание это было запрещено.

И только в середине XVII века, в так называемую эпоху барокко, способ соединения картин и безопасного передвижения изображенных людей между ними, был найден.
Портретист Густаво Масо однажды работал с клиентом, который хотел, чтобы его портрет мог путешествовать на картины других художников. И даже сулил за это огромные деньги. Густаво много раз повторял, что это невозможно, что никто из художников от Трансфигурации так и не придумал способ перемещения между картинами, что уж ему-то… Но клиент был настойчив, а картины в мастерской постоянно переговаривались друг с другом, повторяя, что Густаво просто обязан попробовать это сделать. Они настолько утомили мастера, что тот сдался и поклялся сделать так, чтобы персонажи портретов могли шептать друг другу на ухо.
Масо потратил почти тридцать лет, но всё-таки выполнил свою клятву. Он открыл способ соединения картин при помощи так называемого "условно подразумеваемого" пространства. Это особое пространство, которое существует только для картин и портретов, такое себе "зазеркалье". Наблюдать "внешний мир" можно только через особые окна – рамы зачарованных картин.

- А магловские картины? Как же Статут? – всполошилась темноволосая Равенкловка. Она явно довольно-таки живо представила себе явление персонажа какого-нибудь особенно скандального персонажа портрета в магловский музей.
- Магловские картины не зачарованы и недоступны. Грубо говоря, они как бы "исключены" из этого "зазеркального" мира, - Бека наклонила голову к левому плечу. – Или, вернее, "запортретного". Можно сказать, что сеньор Масо создал самый настоящий искусственный мир.


Это изобретение столь же значимо для магического мира, как и, например, создание сети Летучего Пороха для Великобритании.
Некоторые портреты зачаровывают так, чтобы они могли перемещаться только между своими изображениями. Некоторые картины делают недоступными для сторонних "визитов". Иногда целые дома "отсекают" от общего "запортретного мира". Маги беспокоятся за свои секреты, оберегают их. В том числе и таким способом.
Впрочем, у такого поведения есть и другая причина. В магическом мире довольно популярен сюжет, в котором кого-либо запирают в картине. Юных богатых наследников, непоседливых детей, надоевших родственников… до недавнего времени это считалось не более, чем страшной сказкой. Однако в 1988 году выяснилось, что это не так – живой человек вполне может оказаться пленником картины. И вернуть такого человека будет весьма и весьма непросто.

user posted image


- А что тогда случилось? – всё-таки не сдержал любопытства капитан квиддичной команды Гриффиндора.
- Было совершено нападение на студентку Хогвартса, - коротко ответила профессор Реинхилд, глядя на наручные часы. – Это было связано с одним из артефактов, которые хранились тогда в школе. То ли его неправильно использовали, то ли неудачно пошутили, то ли первокурсница что-то не то увидела – официальные данные об этом молчат. Известно только, что девочку удалось достать из картины без потерь. Правда, небыстро.
- Хорошенькая шуточка, - поёжилась рыжая Равенкловка.
- К счастью, сейчас артефакт, с помощью которого можно было проделать нечто подобное, изъят из школы, - Ребекка тонко улыбнулась. – Однако у нас с вами осталось совсем немного времени.


В конце лекции я хочу напомнить вам, что портрет или статуя – это не живые существа. Это одушевленные предметы. Они могут двигаться, создавать видимость мыслительного процесса и даже разговаривать так, как делали бы это живые. Однако они всего лишь одушевленные предметы, слепки, которые существуют пусть по усложненной, но всё-таки заданной программе. Они не способны полноценно мыслить, делать выводы или давать какие-то советы так, как это сделали бы живые люди. И при общении с портретами или статуями об этом важно не забывать.

Задания

  1. Блиц-опрос (всего – 6 баллов):
    a. Чем знаменит Пигмалион? (1 балл)
    b. Кто и почему разбил одну из статуй Дедала? (2 балла)
    c. Чем известен Густав Масо? (1 балл)
    d. В каком году студентка Хогрватса стала пленницей картины? (1 балл)
    e. Почему в Средние века «оживленные» картины прятали в шкафах и сжигали? (1 балл)
  2. Угрожают ли люди, изображенные на «оживленных» картинах, Статуту о Секретности? Если нет, то почему? Если да, то как именно и что с этим можно сделать? (5 баллов)
  3. Хотели бы Вы иметь свой «оживленный» портрет? Почему? (4 балла)
  4. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)

Дополнительные задания

    1. Задание на фантазию. Почему портреты известных волшебников не читают лекции в Хогвартсе?
    1. Задание на фантазию. Чем привлекательна возможность оказаться в «запортретном мире» будучи живым человеком? Не менее двух плюсов.
    1. Задание на фантазию. Во время лекции профессор упомянула некую неприятную историю, в результате которой заклинание, позволяющее людям покидать свои картины, было запрещено. Расскажите эту историю. Не забудьте, что её участниками были: тёмный волшебник, две зачарованные картины и неумелая художница. Юмор приветствуется.
    1. Сочинение. Один из современников Масо сказал, что тот «создал искусственный мир для искусственных людей». Считаете ли Вы это высказывание справедливым? Почему? Порассуждайте.
    1. Ролевой отыгрыш. Однажды неким магическим способом персонаж одного из портретов попал на одну из картин магловского музея. Как это произошло, что персонаж делал? Расскажите. Юмор приветствуется.
    1. Ролевой отыгрыш. Однажды Вам и Вашему другу пришлось следовать советам некоего портрета. Почему это была плохая идея? Юмор приветствуется.
  1. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Показать все комментарии
Никс
Відправлено: Mar 3 2021, 03:51
Offline

Белочка
*********
Стать:
Архимаг IV
Вигляд: --
Група: Адміністратори
Повідомлень: 9738
Користувач №: 7374
Реєстрація: 3-September 05






  i  

Удачи.
Открыто до конца года, объем свободный.

^
0 Користувачів переглядають дану тему ( Гостей і Прихованих Користувачів)
Користувачів:

Ошибка! Закрита тема Нова тема

 



[ Script Execution time: 0.1262 ]   [ 22 queries used ]   [ GZIP ввімкнено ]   [ Time: 00:07:08, 04 May 2024 ]





Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP