Модератори: Никс, Supernova.

  Ошибка! Закрита тема Нова тема

 

Трансфигурация и ошибочные выводы

, I-VII курсы

Трансфигурация и ошибочные выводы

(Трансфигурация)
На этот раз помимо Ребекки в классе присутствовал незнакомый рыжий мужчина. Он сидел за одним из последних столов, в ряду, который был ближе к стене с портретами, и сосредоточенно читал толстую книгу в черном переплете с частично облупившимся названием. Профессор Реинхилд же стояла у окна, спиной к классу и старательно рассматривала внутренний двор, где старшекурсники играли в плюй-камни. Само собой, с третьего этажа было не слишком хорошо видно сам процесс, поэтому, может быть, преподавателя привлек фонтан с грифонами. Или нашлось что-то интересное в частично разрушенной балюстраде.
Так или иначе, но профессор была явно погружена в свои мысли настолько, что даже звон колокола, не говоря уже о приветствиях студентов, услышала с некоторым запозданием. А, услышав, резко обернулась, слегка растерялась, но всё же медленно заговорила.
- Думали ли вы когда-нибудь о том, как опасно полагаться на первое впечатление и делать выводы, не имея на руках всех фактов? О том, - Бека запнулась, но все же нашла подходящие слова. – Как сильно это может отразиться не только на ближайшем, но и на отделённом будущем? Причем, не обязательно на вашем?
И вот сегодня мы с вами об этом поговорим – о том, что такое ошибочные выводы, какие они бывают и как оказывают влияние на Трасфигурацию. И разберем виды ошибочных выводов.


И начнем мы, как обычно, издалека. Примерно в 1884 году Финеас Найджелус Блэк в сотрудничестве с несколькими куда менее известными колдунами, занимался экспериментами с пространством. В качестве подопытного кролика был избран небольшой заброшенный домик близь Данди. Место там было дивное, туманное и очень уединенное. Волшебники хотели создать "дом в кармане" – когда дом размером с записную книжку носится в кармане, а, при желании, разворачивается в любом желаемом месте.
Идея очень любопытная, однако, к сожалению, у магов ничего не вышло. Эксперимент повторяли несколько раз, но сделать дом меньше сарая не выходило никак. Через несколько лет из этого выведут гипотезу, согласно которой каждый предмет имеет определенный предел уменьшения и увеличения, который высчитывается по формуле…

Уже начав писать, Бека лопатками почувствовала озадаченный взгляд студентов. Пятиэтажная формула с десятком переменных не вязалась ни с заявленной темой, ни с обучением в школе. А громкий хмык из конца класса заставил поморщиться, быстро собраться и отложить мел в сторону.
- В общем, пока неважно, когда будем говорить о теории пространства в трансфигурации я эту формулу вам покажу, может быть. Она все-таки несколько сложновата, - Бека стряхнула с рук меловую пыль, и вернулась к рассказу.


Так или иначе, но расстроенные маги отчитались в Министерство Магии, которое курировало этот эксперимент, о неудаче и разошлись по домам.
Примерно в то же время за много-много километров от эксперимента, в Италии проходило очередной рутинное заседание Международной Конфедерации Магов. И именно оттуда пришла новость, что на местность близь Катании, это город на восточном побережье Сицилии, обрушился чудовищный торнадо. Несколько десятков жертв и серьезные разрушения в самом городе и вокруг него.
Новости о неудачном эксперименте с пространством и торнадо на территории Италии пришли практически одновременно. И не удивительно, что в Министерстве Магии эти два события связали между собой. И была выведена гипотеза, что при сильных магических воздействиях, которые призваны увеличить или уменьшить пространство в одной точке мира, искажение пространства с последующими природными катаклизмами будет наблюдаться в другой точке мира.
Магическая Британия тогда получила несколько нот протеста, угрозы и требования "немедленно прекратить опасные эксперименты". Тем более, что следующий подобный эксперимент также удивительно совпал с природным катаклизмом. Правда, в этот раз с землетрясением.
На сегодняшний день гипотеза о взаимном искажении пространства все еще не опровергнута. Впрочем, это не мешает волшебникам разных стран с переменным успехом ставить пространственные эксперименты. И не могу не отметить, что акции протестов, которые вспыхивают после того, как о подобных экспериментах становится известно широкой публике, также идут с переменным успехом. Скажем, в скандинавских странах "насильственное искажение пространства" даже попытались законодательно запретить. Только с их драконьим заповедником это оказалось дохлым номером.

- И какой вывод можно сделать из этой истории? – Бека с интересом взглянула на студентов. Особенного внимания удостоился широкоплечий Хаффлпаффец, который на прошлой лекции задавал очень правильные вопросы.
- Э… Что не всё, что произошло одновременно оказывается связанным на самом деле? – но на этот раз "правильный вопрос" задал представитель самого храброго факультета. Темненький мальчик в квадратных очках смущенно улыбался и явно с удовольствием поковырял бы пол кабинета носком кроссовка, если бы в этом был смысл.
- Да, - Ребекка кивнула, присаживаясь на высокий стул за кафедрой. – То есть, наш первый тип вывода: если два события на первый взгляд кажутся связанными друг с другом, то следует посмотреть внимательнее и разобраться.
- То есть вы не придерживаетесь этой теории? – Хаффлпаффец всё же задал вопрос.
- Я считаю, что для ее подтверждения нужен контролируемый эксперимент. А так – в мире достаточно часто происходят природные катаклизмы. И часто во время этих катаклизмов кто-то где-то применяет магию. Но при этом говорить, что этот кто-то в катаклизме виноват – неверно, - Реинхилд хмыкнула. – Я скептик. Увы.


Следующий пример, второй тип ошибочного вывода. В начале пятнадцатого века Бенджамин Блесс выдвинул теорию о зависимости сложности превращения от созвучности названий трансфигурируемых предметов. Он считал, что чем более созвучны наименования предметов, тем проще превратить их друг в друга. Например, докси [Doxy] легко можно превратить в пикси [Pixie] и наоборот. Лук [Bow] в сук [Bough], мех [Fur] в ель [Fir], тис [Yew] в овцу [Ewe]. Блесс с успехом демонстрировал свои эксперименты, подкрепляя их довольно-таки крепкой теорией, постепенно к его исследованиям присоединялось все больше и больше исследователей. И вот – чем больше магов занималось исследованием зависимости сложности трансфирмации от созвучия названий объектов, тем серьезнее к этой теории относились. На сегодняшний день существует немало книг вполне приличных людей, которые всерьез увлеклись зависимостью созвучия и даже вывели некие обоснования.
Насмешники, впрочем, тоже не дремлют. У сторонников теории созвучия до сих пор нервную дрожь вызывает предложение превратить гинею, это золотая магловская монетка, которая ходила в Британии со второй половины XVII по начало XIX века, в Гвинею, это государство на западе Африки.

- Какая-то уж очень странная теория, - высказалась светленькая Равенкловка, сидевшая за самым первым столом. – Из этого вывод… Не доверяйте авторитетам?
- Скорее, не все теории, которые исследуют большие группы ученых или ученые с громки именами – верны, - Бека пожала плечами. – Технически, трансформация всего перечисленного, исключая, пожалуй, гинеи в Гвинею, вполне реальна. А сложно или легко – это очень субъективные характеристики.


Третья причина ошибочных выводов и третий тип ошибочных выводов могут быть связаны с тем, что самый первый или самый последний эксперимент всегда считается лучше последующих или предыдущих.
Например, маг создает новое заклинание преобразование. Допустим, его задача-максимум – создать новый, особенно прочный материал, из которого без особых денежных можно строить дома. Для преобразования берется что-то максимально недорогое, например, опилки. Маг много и долго экспериментирует, и вот – долгожданный результат. У него наконец получилось превратить мешок опилок в очень крепкий камень, который не поддается внешнему воздействию.
Открытие было массово растиражировано, а мага пригласили поучаствовать в постройке одного из маноров. И там выяснилось, что повторить те же самые свойства у волшебника не получается. Камень из опилок оказывается не настолько крепким, как было заявлено. Хотя первый удачный образец и последний экспериментальный вышли на диво хороши.

- Проводи эксперименты в разных условиях? – в игру "сделай вывод из рассказанной истории" включалось всё больше народа. На этот раз высказался рыжий Слизеринец, который буквально пару минут назад что-то оживленно рисовал в конспекте.
- Или, может, не верь глазам своим? – светленькая Равенкловка усмехнулась. – Ну, собери там комиссию, дай людям тоже посмотреть и пощупать…
- Скорее – доверяй, но проверяй, - Бека вздохнула. – Проводи эксперименты в разных условиях, привлекай для проверки других специалистов и так далее. Ну и держи язык за зубами до тех пор, пока не наберешь практического опыта. По большому счету, чтобы избежать ошибочного вывода и позора, магу стоило бы продолжить эксперименты, в том числе попробовать провести их в других условиях, а не сразу же бездумно оглашать результаты первых разработок и соглашаться на участие в строительстве манора.


Кстати, из этой, третьей причины ошибочных выводов, можно вывести четвертый тип и четвертую причину – отсутствие альтернативных взглядов на предмет. А также – пиетет перед магами прошлого.
Отличный пример подобного – это теория создания предметов из ничего. На протяжении порядка четырехсот лет невозможность создания предметов из воздуха считалась безоговорочной. Пока не пришел Альбус Дамблдор и не предложил взглянуть на задачу под другим углом и создал теорию подобия, согласно которой создание предметов из ничего возможно, но только при наличии исходной матрицы и на непродолжительный срок. Возможно, придет еще кто-то, и мы узнаем еще что-то о создании предметов из ничего. Но это будет через какое-то время.

Пятая причина и пятый тип ошибочных выводов – это воздействие на мага сторонними чарами, зельями или артефактами. Скажем, если напоить мага зельем доверия, то искажения в выводах такого мага весьма вероятны. Потому что он будет воспринимать на веру любые высказывания своего собеседника. И, кстати, последствия этого зелья, особенно, если убеждающий был более-менее логичен, крайне сложно уничтожаются.

- Только представьте, напоить комиссию по СОВ зельем доверия и убедить, что все отлично сдали экзамен, - размечтался один из студентов.
Беку удивило, что высказал это ученик Равенкло, но, списав всё на научный интерес, она уточнила.
- Вообще, трудноисполнимо. Из своего опыта я бы сказала, что прямо-таки любые высказывания под зельем доверия на веру не воспринимаются. Доверие есть тогда, когда ваша жертва сама изначально сомневается или не обладает информацией.
- То есть, доказать, что Луна сделана из сыра – невозможно?
- Возможно только в том случае, если ваш собеседник не знает, из чего она сделана на самом деле и не имеет представления об астрономии и об аэродинамических свойствах сыра, - Бека вернула студенту усмешку и продолжила лекцию.


И, наконец, шестой тип, "Эффект Придиры". Или шестая причина ошибочных выводов. Довольно забавно явление, надо сказать.
Многие маги считают, что важные и значимые для всего волшебного мира открытия совершают только серьезные волшебники, которые печатают свои статьи и исследования в толстых серьезных журналах, вроде "Трансфигурация сегодня" или "Практика зельеварения". А все то, что печатается в несерьезном и глупом журнальчике "Придира" – это сказка и чепуха. Ну или всё то, что открыли шутники и клоуны.
"Эффект Придиры" – это ошибочные выводы, построенные на репутации. То есть, если перед вами журнал или человек, который известен как шут и глупец, даже важное и серьезное открытие из его уст будет воспринято как чушь и бред. А если перед вами серьезный и солидный маг, автор трех десятков книг, то все его высказывания, даже без малейших доказательств, будут восприняты как аксиома.
Отличный пример – это заявление Гордона Прайса, автора пяти книг о трансфигурации времени, что при применении мортимагии волшебники оказывают существенное влияние на экосистему, что, в конечном счете создает дыры в озоновом слое. Сказано это было в интервью для "Трансфигурации сегодня" и стало поводом для семи статей об исследовании этого феномена. Несколько лет спустя мистер Прайс признался, что это была "всего лишь шутка", но было слишком поздно. В приличных изданиях, как известно, шутки не публикуют.

- Или, например, одно из изобретений близнецов Уизли – обморочные орешки. Так случилось, что два больших шутника совершенно случайно решили целительскую проблему века, - Ребекка вздохнула, бросив взгляд на незнакомца в конце кабинета. По ее задумке об этой истории должен был рассказать он, все-таки дипломированный целитель. Но, что имеем, то имеем.

Дело в том, что Ренервейт, противопоказан магам с больным сердцем. Да и вообще применение этого заклинание чаще одного-двух раз в день на одного человека крайне не рекомендуется из-за целого букета последствий. Только вот с альтернативой ничего не получилось – пробовали и зелья с сильным запахом, и пробуждающую настойку. Но это тоже подошло далеко не всем волшебникам. А тут – близнецы с их волшебной продукцией.
Далеко не сразу в Мунго разглядели и опробовали противоядие к обморочным орешкам. Да и когда разобрались было крайне сложно убедить главного целителя, что от приколов может быть польза. Сейчас же в Мунго используют не конфеты, которые изначально шли в качестве антидота, а жидкий вариант. Все же обморочному пациенту проще дать капли, чем заставить проглотить конфету…

Ну и на этом, пожалуй, всё, - Бека взмахнула палочкой, которую достала из рукава. – Домашнее задание на доске, встретимся на следующей неделе.
Мужчина, сидевший за крайним столом, отложил книгу и сложил пальцы "домиком". Кажется, взгляд мисс Реинхилд на обморочных пациентов и конфеты-противоядия скоро будет подвергнут критике…

Задания

  1. В чём суть гипотезы о взаимном искажении пространства? (2 балла)
  2. В чём смысл термина "Эффект Придиры"? (2 балла)
  3. Почему на проблему важно смотреть с разных точек зрения? (2 балла)
  4. На основе лекции ответьте на вопрос – можно ли сказать (и почему), что ошибочные выводы положительно влияют на развитие магической науки? (9 баллов)
  5. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)

Дополнительные задания

    1. Сочинение. Согласны ли Вы с тем, что в любом открытии, даже на первый взгляд в самом бредовом открытии, есть рациональное зерно, которое может принести пользу? Порассуждайте, приведите примеры (не менее двух). Можно рассуждать как на основе магического, так и магловского мира.
    1. Сочинение. Мир, где все всегда правы, никогда не будет развит. Согласны ли Вы с этим высказыванием, почему? Поясните свою точку зрения, можно привести примеры.
    1. Задание на фантазию. Однажды профессор Коэн использовала на фарфоровом чайнике заклинание для разогрева воды. Одновременно с этим на верхнем этаже Северной башни, где раньше находился кабинет Прорицаний, из окон вылетели все стёкла. Докажите, Северная башня пострадала именно из-за разогревающего заклинания профессора Коэн. Юмор приветствуется.
    1. Задание на фантазию. Пять магических методов привести мага в чувство, не используя заклинание Реннервейт и противоядие к Обморочным Орешкам. В двух словах поясните каждый метод.
    1. Доклад. Шнобелевская премия. Объем доклада – не менее 1000 символов/15 предложений.
    1. Ролевой отыгрыш. Вы – жертва "Эффекта Придиры". Расскажите, в чем именно это выражено (то есть, как именно и почему Вы стали жертвой этого "Эффекта"), опишите свою реакцию, а также то, как будете действовать дальше. Уже разобравшись, что это за "Эффект" и чем он грозит.
  1. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Показать все комментарии
Никс
Відправлено: May 26 2020, 18:02
Offline

Белочка
*********
Стать:
Архимаг IV
Вигляд: --
Група: Адміністратори
Повідомлень: 9738
Користувач №: 7374
Реєстрація: 3-September 05






  i  

Удачи.
Открыто до конца года, объем свободный.

^
Nancy Black
Відправлено: Jun 16 2020, 11:39
Offline

Гуру
********
Стать:
Великий чарівник XI
Вигляд: Animagus Thunderbird
Група: Користувачі
Повідомлень: 3460
Користувач №: 36960
Реєстрація: 1-February 08





Цитата
О, еще один скептик. Но смотрите, вот Вы в ответе говорите, что "их принимали на веру, они тормозили развитие науки" и уже дальше пишите, что науке стоит такие выводы искать и работать над их развенчиванием. То есть фактически - развиваться. Что как бы подтверждает, что ошибочные выводы положительно влияют на развитие науки. Заметили?)

:hmmmmm: вероятно, так.

После этой лекции и комментариев прямо-таки захотелось перечитать "ГП и методы рационального мышления", прямо веет ими.
^
Никс
Відправлено: Jun 16 2020, 11:55
Offline

Белочка
*********
Стать:
Архимаг IV
Вигляд: --
Група: Адміністратори
Повідомлень: 9738
Користувач №: 7374
Реєстрація: 3-September 05





Цитата (Nancy Black @ Jun 16 2020, 11:39)
После этой лекции и комментариев прямо-таки захотелось перечитать "ГП и методы рационального мышления", прямо веет ими.



Ну, я стараюсь)
В конце концов предмет вполне позволяет.
^
0 Користувачів переглядають дану тему ( Гостей і Прихованих Користувачів)
Користувачів:

Ошибка! Закрита тема Нова тема

 



[ Script Execution time: 0.1417 ]   [ 24 queries used ]   [ GZIP ввімкнено ]   [ Time: 03:18:08, 04 May 2024 ]





Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP