*Заклинание было тяжелым и требовало полной самоотдачи. Шум за стеной раздражал. Ученики столпились снаружи и громко и безбоязненно болтали.*
// Кто бы ни придумал поместить подростков в школу с такой акустикой, быть ему четырежды проклятым.//
Один раз Майкл чуть не уронил экспонат, но вовремя подхватил его Левиосой. В конце концов, закрепив свою ношу за два свешивающихся сверху крюка, он со вздохом опустил палочку, подошел к двери и отпер ее. Ученики сразу же замолкли*- Может быть, вы будете вести себя подобающе внутри? -
*сварливо спросил Майкл вместо приветствия и посторонился* - Прошу.
*Робко, по одному, школьники заходили в класс, и каждый удостаивался строгого взгляда профессора. Когда отгремел колокол, Майкл пропустил последних ребят, закрыл дверь и начал урок:*- Многие из вас наверняка обратили внимание на обновление класса, -
*проходя между парт, он указал на развешенные схемы, иллюстрации, поперечные и продольные разрезы драконьих туловищ, хвостов, крыльев и голов* - Все эти плакаты вам предстоит в ближайшем будущем изучить. Впрочем, у каждого вида есть свои особенности, и для начала я вам расскажу какими же драконы бывают и где их можно было бы встретить, если бы не
семьдесят третья статья Статута о секретности. Запишите это: семьдесят третья статья Статута о секретности… сокращайте, пишите быстрее, С-О-С – Статут о Секретности… была принята
в 1750 году. Регламентирует контроль и соблюдение секретности в отношении местной флоры и фауны государства, подписавшего Статут, -
*профессор прочистил горло и продолжил* - Также вы, возможно, заметили любопытный экспонат под потолком. Это скелет виверны из моей личной коллекции. Будьте добры убрать ваши палочки с парт, будет весьма печально, если кто-то из вас случайно его собьет. Висит он здесь не просто так, сегодня я расскажу вам, какие бывают драконы и где они обитают.
*Майкл усмехнулся своей шутке, повернулся к доске и взмахом палочки вывесил на доске два плаката. *- Записываем:
классификация драконов. Итак, прежде всего, проясню, чем первый пункт отличается от второго.
Территория обитания – это конкретная местность, где встречается тот или иной вид. К примеру, вы не увидите хвосторогу в Гималаях, а антипода в Норвегии. А
ареал обитания – это совокупность территорий, объединенных какими-либо чертами. Это может быть горная местность или болотистые пустоши. По ареалам обитания драконов делят на горных, островных и равнинных. По территориям обитания – соответственно, по реальным географическим территориям, где они встречаются. Различают драконов западно-, восточноевропейских, северных, азиатских, новозеландских и южно-американских. Далее – строение… -
*Профессор сделал паузу, бросил взгляд на любимый скелет под потолком и продолжил:* -
Классификация по строению более глубокая, нежели все остальные. Поставьте подпункт. В зависимости от числа конечностей, драконы бывают с двумя парами лап или с одной. Также различают крылатых и бескрылых. Есть еще несколько различий по строению черепов, сочленению позвонков, но углубляться в это на второй лекции нет смысла, так что запишите: «и так далее». Пусть вас не смущает следующий пункт: все драконы опасны. Но в частности, линдвормы и накеры опасны менее своих сородичей потому, что не изрыгают пламя. Таким образом, драконы делятся на опасных и смертельно опасных.
*Ожидая, когда ученики запишут, профессор прошелся между парт, остановился и вдруг, сунув руку в карман, вытащил наружу огромный железный болт и аккуратно поставил его на край парты. Девушка, сидящая за ней, сразу прекратила рисовать на пергаменте сердечки и удивленно посмотрела на профессора. Но тот уже двинулся дальше.*- Особые свойства также имеют несколько подпунктов. Драконы встречаются токсичные, летающие, огнедышащие и нет. Если дракон дышит огнем, то и форма и мощность струи может различаться, к примеру, оба огненных шара – китайский и каталонский – производят короткие шарообразные плевки.
А сейчас мы коротко пробежимся по основным видам, чтобы вы имели представление о предмете нашего разговора. Не спешите записывать, сейчас мы комплексно разберем каждый вид, и вы мне в этом поможете. Какие-то из этих драконов вам могут быть знакомы: четверо из них побывали на территории Хогвартса в 1994 году. Это были, соответственно, валлийский зеленый дракон, шведский тупорылый, венгерский хвосторог и китайский огненный шар. На каждого участника по смертельно опасному дракону...
*Майкл повернулся к классу и прочистил горло.*- Помимо основной классификации, драконологи на практике используют упрощенную. Мы также различаем драконов и драконидов, другими словами, драконов крупных и малых. К драконидам относятся последние три вида из списка: накеры, линдвормы и виверны. Последние давным-давно вымерли, по исчезнувшим видам у нас будет отдельная лекция. Не обманывайтесь, услышав слово «малый». Линдвормы в длину достигают двадцати футов, но в обхвате и в своих аппетитах они куда более умеренны, чем их летающие сородичи. Итак, кто прочтет нам классификацию по территории обитания? Хм… Отлично, отлично, -
*пробормотал он, увидев большое количество рук* - Вы, молодой человек, третья парта возле окна.
- Западноевропейские, восточноевропейские, северные, азиатские, новозеландские и южно-американские, -
*с хорошей дикцией сразу же прочитал ученик*- Что ж, в отличие от своей соседки, вы лекцию слушаете, -
*Майкл вновь достал палочку: ей было весьма удобно пользоваться в качестве указки* - Как правильно сказал ваш однокурсник, драконы бывают западноевропейскими. К ним относятся драконы валлийский, гебридский,
каталонский и
португальский. Последние два –
вымерли в конце прошлого века, так что их мы сегодня изучать не будем. Обратите внимание на плакаты на стене: валлийский зеленый расположен прямо в центре класса, -
*Майкл ткнул в направлении нужного рисунка*.-
Валлийский зеленый дракон – один из самых древних драконов, практически прямые потомки динозавров. Их не назовешь красавцами: они невысоки, коренасты, уже в зрелом возрасте набирают массу и отращивают такие длинные зубы, что они не помещаются в пасти. То, что вы видите, - это молодой самец, через сто лет он будет похож на обожравшегося короткого удава с крыльями, который едва поднимает себя в воздух. Окрас зеленый, лап – четыре, пламя – узкое, не ядовит. Вообще, он достаточно миролюбив и людей избегает. Правда,
в 1932 году один такой дракон
напал на магглов на пляже в
Илфракомбе. Скандала удалось избежать по чистой случайности: среди отдыхающих была волшебница
Тилли Ток, которая сумела справиться с драконом и стереть магглам память. Волшебники приняли меры, и сейчас проживает исключительно в горном заповеднике в
Брекон-Биконс, Уэльс.
Его сосед слева –
гебридский черный дракон. Куда более агрессивнее и красивее. Имеет черную жесткую чешую на спине и фиолетовую - на брюхе. Глаза - лиловые. В длину достигает тридцати футов, вдоль хвоста имеет острый гребень. Четырехлапый. Также в отличие от валлийского на его крыльях развиты когти, по факту – наши с вами кисти рук, так сказать, третья пара конечностей. Обитает только на архипелаге
Внутренние Гебриды, Шотландия. Поясню:
архипелаг - это группа близко расположенных друг к другу островов. В общении гебридский дракон неприятен и достаточно опасен, не рекомендую… Успеваете записать? - *прервался Майкл. Класс молчал, скрипя перьями* - Чудно, потому что вам их еще зарисовывать. -
*По рядам пронесся общий стон* - Все принесли бумаги с запасом? Если нет, я обеспечу. Продолжаем. Справа от валлийского – начинаются восточноевропейские драконы.
Венгерский хвосторог. - Я его называю драконьим ежом. Усыпан шипами по спине и, особенно, – на конце хвоста. Рогат, окрас – черный с отливом, конечностей всего две, развитые крылья. Очень мощная грудная клетка: выдыхает огонь на пятнадцать метров. Не ядовит, но опасен, с какой стороны не зайди. Обитает, соответственно, на горных просторах
Венгрии.
Под ним –
Румынский длиннорог. Рога – последнее, что вы увидите в жизни, если встретитесь с ним на
Трансильванском плато или соседних равнинах. Мощный, прожорливый, необычайно быстрый и редкий из-за ценности своих
рогов по всему миру. Если вам когда-нибудь предложат их приобрести – знайте, что
к продаже они запрещены. Однако его рога достойны отдельного разговора, так как имеют самую разную конфигурацию. Окрас у этого дракона – зеленый, средняя длина струи – менее десяти метров. Не ядовит, характер – скверный, коварный.
Рядом –
Украинский железнобрюхий. Серый окрас, красные глаза, весит более пяти тонн, но очень медлительный и очень нерасторопный. Обитает на украинских равнинах.
В 1799 году особо умная особь
утащила с рейда черноморского флота
трехмачтовик. После этого весь вид оказался под строгим надзором. Нрав у него достаточно равнодушный, не тронь его – не тронет тебя, если не проголодается. Не ядовит, чешуя – необычайно жесткая и прочная. Мой любимчик, -
*профессор вздохнул и продолжил* - Еще правее у нас начинаются северные драконы.
- Первый -
Норвежский горбатый – северный родственник хвостороги. Тоже обитает в горах, но
в Норвегии ему стало так холодно, что он срастил шипы в единый гребень. С пищей, разумеется, возникли некоторые сложности, поэтому он единственный из всех драконов с удовольствием питается рыбой. Рассказывают, что до значительного уменьшения китовой популяции в мире отлавливал у побережья и утаскивал неосторожных детенышей китов. Ядовит, импульсивен и неуравновешен, особенно в раннем возрасте. Окрас имеет серо-черный, струя огня достигает семи метров в длину.
Рядом с ним –
Шведский тупорылый. Самый нелюдимый из всех драконов. Пламя, которое он выдувает, - синее. Из его кожи и делают защитную одежду. Окрас – серебристо-голубой. Его заповедник затерян где-то в шведских горах, я название этого местечка и выговорить не могу, не то что запомнить. Ничем особенным более не отличается, ни шипов, ни наростов – ничего.
- Азиатские драконы представлены всего одним экземпляром, как и оставшиеся два вида.
Китайский огненный шар, Дракон-лев – древний, как и валлийский, и не менее уродливый. Большой оригинал: его пламя имеет грибовидную форму, которое он выдувает через ноздри. Вот уж у кого смертельно опасный насморк. Впрочем, плеваться им из пасти он тоже способен. Окрас – алый, очень заметный, что не раз спасало людям жизнь. Чешуя гладкая, за исключением головы. Видите эту корону из шипов на голове? Она и дала ему второе имя, китайский дракон с львиной гривой. Не ядовит и очень ценен на своей родине, но не в Европе. Традиционно живет в горах, терпимо относится к другим особям. Питается человечиной и свининой, весит чуть меньше украинского: до четырех тонн. Самки крупнее, быстрее и опаснее самцов, но внешне при этом никак не различимы.
-
Перуанский змеезуб обитает в горах
Перу. По сравнению с остальными сородичами, мал - всего пятнадцать футов в длину, - да удал. Чешуя гладкая, красная, рога – короткие. Ядовит и настолько дружелюбен с другими змеезубами, что
в конце 1890-х пришлось организовывать оперативную группу
для сокращения их популяции. Как и китайский, любит человечину. Если увидите такого – бегите, его габариты несоразмерны с его силой, и, несмотря на кажущуюся неповоротливость, он очень ловок и гораздо быстрее остальных драконов.
- И последний в ряду крупных драконов и самый малый среди них – это
Опаловоглазый антипод. Обитает на равнинах
Новой Зеландии, достаточно спокоен, совсем как украинский и аналогично ему отметился в истории.
В 1970-х один самец
уничтожил десяток кенгуру, отвоевывая у них территорию. Пламя его – алое, опасность повышена, но при этом для человека антипод самый безопасный: он предпочитает домашний скот в соответствии со своими размерами, но это не…
*Рассказ Майкла прервал колокол. Профессор на секунду замер, собираясь с мыслями, и быстро перестроился*- Хотел рассказать вам еще о драконидах, да вижу, что уже не успеваю. Не торопитесь, оставшиеся рисунки набросаете к следующему занятию… -
*по классу прокатился стон, но профессор уже стоял у стола и искал по ящикам домашнее задание* - …или через одно, как получится. Да, -
*он выпрямляется, сжимая в руках заветный листок* - записываем и записываем быстро. И девушка, не забудьте, пожалуйста, вернуть мне болт.
Задания
- Соедините названия драконов из первого столбца и их характеристики из второго. Каждому дракону соответствует только одна черта. Во втором столбце имеется два лишних пункта (6 баллов)
1. Каталонский огненный шар | А. Самое горячее пламя |
2. Перуанский змеезуб | Б. Сторонник рыбной диеты |
3. Норвежский горбатый | В. Обитает на архипелаге |
4. Румынский длиннорог | Г. Травоядный |
5. Гебридский черный | Д. Самый ценный |
6. Шведский тупорылый | Е. Синий окрас |
| Ж. Вымерший |
| З. Самый быстрый |
- Рассортируйте крупных драконов по ареалам обитания. Допускается оформление в виде схемы или таблицы, в т.ч. нарисованной от руки. Творческий подход приветствуется (9 баллов)
- (Эта лекция только для 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Доклад с элементами фантазии. Статут о секретности и статья №73. (800 символов)
- Задание на фантазию. Придумайте собственный вид драконов. Дайте ему название, укажите характеристику в соответствии с приведенной в лекции классификацией. Иллюстрация обязательна (допускается как использование сторонних источников, так и собственное творчество). Рассматривать упомянутых в лекции драконов не разрешается. (Объем свободный)
- Сочинение-рассуждение. Как вы считаете, почему именно Украинский железнобрюхий дракон пришелся профессору по душе больше прочих? (Объем свободный)
- Ролевой отыгрыш. Вы – один из изученных в лекции драконов. Опишите какое-либо событие вашего обычного дня: охота, прогулка до водоема, прием пищи и т.д. Обязательно опишите ваше логово или местность вокруг. (Объем свободный)
- (Эта лекция только для 4, 5, 6, 7 курсов)