*Полуденное солнце заливало аудиторию медово-желтым светом. Предвкушая скорый обед и отдых, ученики заняли ряды поближе к окнам. Некоторые устроились прямо на подоконниках. Со звоном колоколов они спрыгнули на пол и расселись по местам. Мгновением позже дверь открылась, и в помещение вошел полный темноволосый человек среднего роста. В одной руке он нес потертый портфель. Не пройдя и половины класса, мужчина начал говорить. Слова он произносил очень громко, с некоторой оттяжкой и паузами*- Прошу прощения, господа, что заставил вас ждать. Переезды, переезды, сами понимаете.
*Когда он наклонился, чтобы поставить портфель на пол рядом с кафедрой, что-то выпало у него из кармана и загрохотало по каменным плитам. Профессор поднял предмет, сунул обратно в карман и наконец повернулся к ученикам.
Про таких говорят «хорошо сохранился». Ему можно было дать и тридцать, и шестьдесят лет. Его глаза, обрамленные редкими ресницами, не говорили собеседнику ничего, и весь его облик был достаточно обычным. Но, несмотря на это, черты его вытянутого лица были живыми. Казалось, что он только пытается удержать суровую маску – его губы то и дело складывались даже не в полу-, а в четверть-улыбку. Майкл, а звали его именно так, оперся одной рукой о кафедру и начал*- Итак,
драконология. Драконы, драконы, драконы… Кто из вас знает, что это такое? -
*Профессор оглядел класс и взмахнул свободной рукой в сторону первой парты* - Вы, предположим.
- Драконы – это огнедышащие летающие ящеры –
*сразу же затараторил мальчик.* - Они имеют четыре конечности, иногда шесть, и длинный хвост. Крепкая шкура непроницаема для большинства заклинаний…
- Благодарю, -
*прервал его Майкл* - благодарю, мистер… -
*на долю мгновения он задумался, но тут же продолжил* - В общем, пять баллов Равенкло. На этом предмете вы будете изучать огнедышащих змей, встреча с которыми представляет для вас – и не только – смертельную угрозу. К счастью, наткнуться на дракона сейчас не так-то уж и просто: их
популяция достаточно немногочисленна, но это не значит, что они менее опасны, чем, скажем, пикси. Поэтому, если вы здесь затем, чтобы стать драконьими
наездниками и
укротителями, можете не приходить на следующую лекцию, я не буду иметь ничего против. Я хочу видеть перед собой людей, которые действительно понимают что такое драконы и готовы работать с ними.
*Ученики замерли. Профессор удовлетворенно оглядел их и принялся расхаживать от стены к стене*- Итак, я не представился.
Майкл Каганович. Ка-га-но-вич. Можете называть меня «профессор» или «сэр Майкл». Я работаю драконологом уже двадцать шесть лет, и писать на моих лекциях вам доведется нечасто. Большую часть информации, которую я по плану должен рассказать, вы сможете прочитать в библиотеке сами и изложить в своих домашних заданиях. Поэтому вернемся к делу. Я повторяю еще раз: я не буду учить вас приручать драконов, потому что их невозможно приручить. Они имеют
последний, пятый, класс опасности: «смертельны для волшебников». Ха! Для них вы – пища. На сутки или двое, в зависимости от вида и прожорливости.
*Класс заволновался. Майкл остановился и дал шепоткам успокоиться. Они утихли быстро*- Драконы, господа, – это мощь, стихия в своем первозданном виде. От их огня не спасет
Протего или
Агуаменти. Они плавят камень и выпаривают озера. Они ломают дерево взмахом хвоста, развивают скорость полета свыше
сорока миль в час. В заповедниках за одним взрослым самцом закрепляют
двадцать драконологов, по пять в группе, которые по очереди находятся в непосредственной близости от этого существа.
- Но вы сказали, что драконы едят людей и их нельзя приручить? -
*подала голос девушка с третьей парты. Она выглядела недовольной, и Майкл решил не добавлять баллов ее факультету*- Именно поэтому к драконологам предъявляют столь же жесткие требования, как и к мракоборцам, мисс, -
*ответил он спокойно.* - Однако это не уменьшает количество травм. Тем из вас, кто пробьется в заповедники, придется привыкнуть к огню и шрамам. Но отчасти вы правы: драконы
неразумны, руководствуются
инстинктами и, несмотря на это, поддаются
укрощению. Очень жестокому укрощению. С точки зрения
магозоологии драконы - всего лишь крупные
рептилии. С вашей точки зрения, по крайней мере, с точки зрения тех, кто решит посвятить свою жизнь этому делу, драконы должны стать...
*Майкл остановился на полуслове и нахмурился. Вытянул из кармана темный платок, вытер лоб и отбросил через плечо. *- Но не об этом речь, -
*продолжил он резко.* - Драконы относятся к
классу рептилий, или, как еще говорят,
пресмыкающихся. Когда упоминают такую классификацию, драконов обычно относят к
отряду чешуйчатых и ниже - к
подотряду змей. Однако в истории человечества были и другие пресмыкающиеся:
динозавры, к настоящему времени
вымершие. Эти существа стали прародителями многим волшебным и обычным животным. Они летали, ходили по земле, обитали под водой, достигали абсолютно разных размеров и форм, имели кожистые, костяные или роговые панцири, или даже оперение, питались растительной или животной пищей. Однако ни один вид из всего этого разнообразия не смог противостоять эволюции и природным катаклизмам. Динозавры вымерли
более 60 миллионов лет назад, до настоящего времени дожили наиболее удачливые и приспособленные их потомки, к которым относятся и драконы. Таким образом драконов действительно можно отнести к рептилиям, но к змеям - уже нет. Человечество, не заставшее динозавров, заметило сходство и создало единый образ более привычного ему и распространенного змея, только с крыльями и лапами, одновременно и ползающего, и летающего, и ходящего. Современные драконы так не поступают. Об их строении я расскажу потом, чтобы не загружать ваши светлые головы с первого занятия.
Как я уже говорил, вы будете мало писать на моих занятиях, но вам потребуется много рисовать.
Драконология – наука не только о поведении и сущности дракона. Она задается вопросами о его строении и разведении, исследует происхождение этих существ и ареалы их обитания, изучает влияние на историю мира и культуру в прошлом, определяет роль и вклад драконов в настоящем и многое, многое другое. Мы же основной упор будем делать на анатомию. И развенчивание мифов. Последние приносят слишком много вреда даже опытным драконологам. Теперь записываем.
*Майкл дал им ровно тридцать секунд, чтобы развернуть пергаменты и взять в руки перья, и начал диктовать*-
Слово «дракон» происходит
из древнегреческого языка. Предположительно, означает
«змей» или
«видеть, смотреть», однозначной трактовки нет. В европейские языки проник латинский эквивалент, соответственно,
draco.
Драконов можно
классифицировать по следующим признакам: по области обитания, по размерам, по количеству конечностей, по крылатости… Не смеемся, -
*прервался он, увидев повеселевшие мины.* - Повторяю, по крылатости, затем по мощности выдыхаемой струи, по токсичности и… прочим. Например, лично я классифицирую их еще и по половому признаку:
женские особи по понятным причинам агрессивнее самцов. Более подробно эту тему мы разберем на следующей лекции. Да, -
*уже тише добавил Майкл,* - пожалуй, на следующей лекции, тогда на третьей мы начнем обсуждать строение.
- Но вернемся к нашим скучным теоретическим выкладкам. Как и все магические создания драконы подлежат контролю со стороны
Отдела регулирования магических популяций и контроля над ними Министерства магии. Однако драконы были настолько исключительными, что для них выделили отдельное подразделение:
Бюро исследования и контроля драконов. -
*Майкл ухмыльнулся. Его живое лицо сразу потеряло в симпатичности, одна щека на мгновение стала бугристой, словно тонкую кожу пробили изнутри.* - Признаюсь, слукавил: подразделений этих порядка дюжины, и драконам выделено всего одно из них. Чтож...
*Он поднял голову и взглянул в окно. Солнце уже достигло наибольшей высоты, и весь правый ряд оказался на самом солнцепеке. Профессор подошел к столу, открыл портфель и начал в нем рыться в поисках записей с заданиями, одновременно обращаясь к студентам*- На этом, думаю, вводный урок можно окончить. Звонок через двадцать минут, запишем пока задание. Не забудьте принести в следующий раз побольше чистых листов.
Задания
- Укажите, верны ли утверждения (да/нет) (4 балла):
А) Драконов можно одомашнить
Б) Популяция драконов многочисленна
В) Профессия драконолога травмоопасна
Г) По способу питания драконы травоядны - Приведите определение драконологии и сформулируйте минимум три ее задачи (8 баллов)
- Укажите класс опасности драконов (3 балла)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3 курсов)
Дополнительные задания
- Сочинение-размышление. Как вы думаете, почему драконов невозможно приручить? Согласны ли вы с тем, что они неразумны? Аргументируйте свою точку зрения. (Объем свободный)
- Сочинение-размышление. Насколько этично удерживать драконов в заповедниках? Укажите как свою точку зрения, так и противоположную. Приведите в защиту каждой минимум два аргумента. (Объем свободный)
- Доклад. Развитие драконологии (800 символов)
- Ролевой отыгрыш. Вы – начинающий драконолог, впервые выходящий с коллегами на полигон для наблюдения за драконами. Опишите свои чувства, мысли. (Объем свободный)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3 курсов)