*Утреннее солнце только начало свой путь по небосводу и сейчас можно было наблюдать, как оно восходит над Запретным лесом, окрашивая верхушки деревьев в оттенки золотого. Пожалуй, со стороны могло показаться, что лес пылает.*
//Да уж, поставить занятие по астрономии в такую рань. А у администрации есть чувство юмора.//*Все окна в небольшой аудитории были завешаны плотной темной тканью и лишь одно оставалось открытым, около него и стоял высокий мужчина, облаченный в тёмно-синюю мантию. Судя по легкой паутинке седины, он был уже в годах, хотя и старым назвать его было трудно.*
– Заходите, заходите, рассаживайтесь быстрее, – *обратился профессор к столпившимся у двери ученикам.* – Колокол вот-вот прозвенит.
*Сонные ученики медленно стали заходить и рассаживаться за парты. Желающих изучать далеко не самый необходимый по мнению многих предмет в такую рань было явно немного, так что и без того небольшая аудитория оказалась полупустой.*
//Что ж, мне же проще.//– Рад приветствовать вас на первой, вводной лекции по астрономии. Меня зовут Глеб Фрайд, и я буду вашим проводником по Вселенной на время нашего курса, – *выдержав паузу, преподаватель продолжил.* – Сразу хочу разочаровать тех, кто пришел сюда с целью понаблюдать красивые виды в телескоп: этим вы если и будете заниматься, то далеко не сразу, для начала вам предстоит изучить большую базу из теоретического материала, чтобы хотя бы понимать за чем вы наблюдаете.
//Чувствую, что количество желающих посещать мои лекции станет еще меньшим после таких запугиваний.//– Но перейдем к сути. Итак, астрономия, в переводе с греческого: «астрон» означает «звезда», а «номос» – «закон». Это одна из древнейших наук, которые постигает человечество. Первые сведения об астрономических наблюдениях относятся аж к V тыс. до нашей эры. И это только более-менее хорошо сохранившиеся и достоверные свидетельства, которые удалось заполучить. Доподлинно известно, что еще за несколько тысячелетий до них астрономия использовалась людьми в практических целях. Подробнее об истории развития астрономии как науки мы поговорим на следующем занятии, а пока что запишем определение, которое является актуальным в наши дни.
Астрономия – наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение, развитие небесных тел.
*На доске появилась соответствующая запись и ученики заскрипели перьями.*
– Говоря простым языком – астрономия изучает все, что связано с космосом. Днем вы можете наблюдать на небосводе яркий желтый шарик – Солнце, а ночью вашему взору предстанут Луна и тысячи крошечных ярких белых точек – звезд, рассыпанных по черному небесному полотну. Одна из звездочек находится в движении и за ней тянется «хвост»? Вот вы и увидели комету. Все это и больше, то что мы не в силах разглядеть невооруженным взглядом – предмет изучения астрономии.
*Глеб взмахнул волшебной палочкой и единственное открытое окно закрылось как и остальные, заблокировав Солнцу путь в аудиторию. Однако тут же над преподавательским столом возникла голография, симуляция ночного неба.*
– А теперь давайте поговорим о корреляции астрономии магглов и астрономии магов, – *продолжил спустя несколько минут профессор, когда ученики смогли вдоволь насладиться видами космоса. Взмах волшебной палочки – и проекция взлетела под потолок, став новым источником света для учеников.* – До введения Статута о секретности маги и магглы занимались развитием данной науки бок о бок и имели общие знания. Однако после 1689 года ситуация начала постепенно меняться: волшебники ушли в подполье и большинство контактов с маггловскими исследователями было оборвано. Некоторые маги-астрономы по-прежнему следили за последними достижениями магглов, однако пропасть в знаниях с каждым годом становилась все больше, – *на этих словах профессор нахмурил брови. Видимо о данной теме он не мог говорить без некого сожаления.* – Эта тенденция сохраняется и на данный момент. Маггловская астрономия сейчас ушла далеко вперед астрономии магов и большая часть материала, о котором я вам поведаю в течении курса, была впервые открыта и изучена именно магглами.
– Прочтите внимательно задачи астрономии, записанные на доске. Особенно обратите внимание на второй пункт. «Химический состав», «физические свойства»… Большинству волшебников не знакомы такие понятия и в этом кроется причина, по которой мы так сильно отстаем сейчас от магглов. За время нашей изоляции мы успели пропустить становление и развитие большого количества наук, которые помогают лучше понять, как устроен наш мир. Физика, математика, химия – это дисциплины, которые магглы изучают в своих учебных заведениях и это дисциплины, которые дают возможность наиболее полно составить картину о том или ином небесном теле.
– Неужели все так плохо? – *подал голос Хаффлпаффец с первой парты.*
– Ну, не совсем, – *задумчиво протянул профессор Фрайд.* – У изоляции от магглов были и свои плюсы. В частности, волшебники смогли более свободно использовать в своих исследованиях магию, не боясь быть раскрытыми коллегами, и это позволило совершить некоторые открытия. Учитывая специфичность астрономии как дисциплины, были разработаны некоторые принципиально новые заклинания для ее изучения, которые смогли стать альтернативой некоторым маггловским методам. В частности, когда в 1969 году магглы привезли с Луны образцы грунта в большом количестве, магическое сообщество «одолжило», – *при этих словах Глеб усмехнулся,* – некоторое его количество и при помощи заклинаний провело его анализ, который послужил альтернативой геохимическим исследованиям магглов. Хотя, справедливости ради, отмечу, что магия не так часто используется в астрономических исследованиях.
*Профессор выдержал паузу давая возможность ученикам законспектировать ключевые моменты.*
//Все-таки проводить лекции в такую рань очень тяжело. Стоило заварить себе кофе перед началом занятия. Сколько там осталось до конца? Ага, вроде успеваю.//– Как вы могли понять, исходя из задач, которые ставятся перед астрономией, эта наука очень обширна и включает в себя множество разделов, каждый из которых использует свои методы исследований, но при этом дополняет остальные разделы. Астрометрия, космогония, космология – и я бы не упоминал сейчас этих жутких названий, если бы многие по ошибке к ним не относили бы еще и астрологию, которая не является разделом астрономии. Астрология – это один из разделов прорицания, в котором предсказания осуществляются посредством наблюдения за звездами. У каждого есть свое мнение касательно того, работают ли астрологические методы в принципе, так что не буду навязывать свою позицию. Самое главное, запомните и никогда не причисляйте астрологию к разделам астрономии.
– Ну и последний вопрос на сегодня. Каково практическое применение астрономии в магическом мире? С какими предметами Хогвартса она связана? Прежде всего стоит упомянуть
прорицание. Астрономия, как наука, не черпает никаких сведений из астрологии, а вот астрология в свою очередь активно занимается перениманием знаний, полученных в ходе исследований астрономами. Далее,
зельеварение. Те из вас, кто внимательно слушал лекции, должны знать, что некоторые зелья можно варить только, когда Луна находится в определенной фазе или же когда звезды и планеты находятся в строго определенном положении на небе. Допустите ошибку и неправильно подберете время – хорошо если ваше зелье просто испортится, но есть вероятность, что оно вообще может превратиться в яд. Схожая связь с
травологией. Некоторые виды трав наиболее полно проявляют свои свойства именно при определенных фазах луны, поэтому нужно знать, когда именно лучше всего их собирать.
Мифология: с этой дисциплиной связь у астрономии едва ли не наибольшая. Во времена, когда астрономия только зарождалась, как наука, люди, не понимая истинной природы вещей, присваивали небесным телам магическую, мистическую природу и вообще почитали их как богов.
Тайны мира и древних цивилизаций: кто посещал лекции по данному предмету и внимательно слушал преподавателя, наверняка уже успели устать от одной теории касательно причины возведения того или иного сооружения: проведение астрономических исследований, культ поклонения небесным телам. Таким сооружением является Стоунхендж, к примеру. А вспомните египетские пирамиды: идеальное мумифицирование всех тел происходило только в тех пирамидах, которые были построены в определенном положении касательно небесных светил. Также…
*Звон колокола оповестил об окончании занятия, и студенты в нетерпении заерзали на своих местах, желая поскорее покинуть помещение. Профессор взмахнул палочкой, и голограмма космоса под потолком развеялась, а ткани, закрывавшие окна, свернулись, впуская в помещение солнечный свет*
– Хм. Ну ладно, хватит на сегодня. Не забудьте записать домашнее задание и можете быть свободны, надеюсь в следующий раз наше занятие поставят не в такую рань.
Задания
- Злобные чистокровные волшебники старой закалки, иначе говоря ярые маглоненавистники, пытаются запретить в Хогвартсе Астрономию как предмет с лаконичной аргументацией "что-то в ней слишком много магловского". Ваша задача убедить старых ворчунов в том что изучение Астрономии в рамках курса Хогвартса нужно. Будете ли вы пытаться доказывать что наша астрономия с магловской никак не взаимосвязана, или же будете напротив отстаивать мнение что у маглов можно и нужно периодически заимствовать некоторые знания - ваша личная фантазия, главное помните о том что было рассказано в лекции. Оформляем как удобно.
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Сочинение-изложение. А что для вас астрономия? Звезды, космос? Какое место они занимают в вашей жизни? Аргументируйте.
- Ролевой отыгрыш/задание на фантазию. Волшебник-астроном, почти ничего не знающий о немагической части мира, попадает в центр исследования астрономии маглов. Пофантазируйте, основываясь на вашем багаже знаний и жизненном опыте, что больше всего поразит нашего мага и какие выводы он сделает из этого путешествия.
- Доклад. Место астрономии в образовательной системе маглов. (от 1000 символов)
- Ролевой отыгрыш. Преподаватель разочаровался в своей профессии и стал считать астрономию бесполезной наукой. На фоне тотальной депрессии он решил «отправиться в поисках лучшей жизни к звездам» (с) Роскомнадзор. Вы застаете его за последним этапом приготовлений к отправлению на тот свет и теперь перед вами задача: либо отговорить преподавателя, приведя аргументы способные изменить его позицию, ну либо же помочь ему в его стремлении, добив парочкой аргументов подтверждающих его текущую позицию.
- Сочинение-рассуждение. Анри Пуанкаре говорил: «Астрономия полезна потому что она возвышает нас над нами; она полезна потому, что она величественна, она полезна потому что она прекрасна. Именно она являет нам как ничтожен человек телом и как он велик духом». Выскажите свою позицию касательно данного утверждения, аргументируйте.
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)