*Входящие в классную комнату ученики странно поглядывали на профессора, которая обложилась книгами и лишь иногда кивала ученикам в знак приветствия. Рената была слишком увлечена своим занятием и выглядела как никогда серьезной. После громкого звона колокола мисс Вагнер подошла поближе к ученикам и сразу перешла к лекции.* — Здравствуйте, дорогие ученики. Сегодня чрезвычайно много информации, поэтому готовьтесь активно конспектировать. Я думаю, каждый из вас задавался одним-единственным вопросом, который поставит в ступор любого астронома. Каким вопросом? "А когда уже мы сможем путешествовать к далеким планетам и галактикам?" Трудно ответить, но, скорее всего, первые полеты на Марс состоятся лет через двадцать-тридцать, не раньше. Другим далеким планетам и галактикам придется подождать, пока у нас появится больше финансов и возможностей для космических проектов либо пока технологии достигнут действительно огромных высот. А может, и то и другое.
— Может, вы слышали, что 12 апреля 1961 года советский космонавт
Юрий Гагарин стал первым человеком, который, преодолев земное притяжение, вышел на орбиту и совершил полет в космическое пространство. С того времени были запущены сотни пилотируемых космических аппаратов, в основном это были ракеты США или бывшего СССР. Если вы найдете конспект лекции «Марс», то сможете еще раз просмотреть краткую историю запуска аппаратов для изучения внеземных просторов.
СССР | Союз Советских Социалистических Республик. Данное государство существовало с 1922 года по 1991 год. В состав СССР входило около 15 республик, в том числе современные Грузия, Латвия, Литва, Эстония, Россия, Украина, Белоруссия.
|
США | Соединённые Штаты Америки |
*Профессор сделала краткую паузу, давая себе время вспомнить вторую по значимости дату в истории полетов.*— Не прошло и десяти лет после знаменитого полета Гагарина, как два американских космонавта ступили на поверхность Луны. А в 1981 году НАСА запустило на земную орбиту первый пилотируемый космический челнок. Главной целью этой программы была организация запуска многоразовых орбитальных аппаратов, что позволило бы снизить стоимость космических исследований, сделать их как можно более доступными и регулярными.
В 1970–80х годах все были уверены, что началась эра космических путешествий и скоро каждый желающий сможет слетать на Луну, в том числе на квиддич без метлы или с метлой в условиях невесомости.
НАСА | Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (англ. National Aeronautics and Space Administration, сокр. NASA) |
Космический челнок | многоразовый транспортный космический корабль, который в будущем должен использоваться для доставки всего необходимого на научные станции в космосе (не предполагает присутствия человека) |
— Космическая лихорадка захватила телевидение и кино, на экраны вышли сериал
«Звездный путь» (еще в 60-е годы) и киносага
«Звездные войны». Казалось, через каких-нибудь десять-двадцать лет можно будет летать к другим галактикам и изучать инопланетные племена и цивилизации, прямо как в кино. На прошлых лекциях мы обсуждали тему кино, если вы забыли — откройте конспект и посмотрите.
Предстоит многое сделать и решить немало проблем, прежде чем человечество сможет отправиться к Марсу и другим далеким планетам.
*Мальчик с Равенкло быстро поднял руку и нетерпеливо приподнялся со своего места, чтобы профессор быстрее его заметила. Рената одобрительно кивнула головой, позволяя задать вопрос.*
— Профессор, но ведь люди уже побывали на Луне! А до Марса лететь не так уж далеко, только немного дальше, чем до Луны, ведь правда?
*Мисс Вагнер позволила себе несколько секунд паузы, после чего подошла к своему рабочему столу и присела на его край.*— Полеты на Луну — это большое достижение и огромный шаг вперед. Но Марс находится намного дальше от Земли. Посмотрите на рисунок и сами всё поймете.
— Поэтому пока что только девять пилотируемых космических аппаратов из сотен запущенных вышли на лунную орбиту, и ни один из них не продвинулся дальше. Несмотря на пятидесятилетнюю историю пилотируемых полетов в космос, человек еще не продвинулся от Земли более чем на 400 000 километров. А большинство пилотируемых проектов вообще проводились на расстоянии не более 1600 километров — это не намного больше, чем протяжность Великобритании с севера на юг. К тому же последний раз человек высаживался на Луну только в 1975 году.
— Нельзя сказать, что на Марсе вообще не проводилось никаких работ. В разное время на Марсе работали марсоходы и спускаемые аппараты, с помощью которых и были составлены карты больших участков поверхности планеты. Почему же не люди? Дело в том, что отправлять людей в космос гораздо сложнее, чем роботов, к тому же пилотируемые полеты очень дорогие с финансовой точки зрения; поэтому Земля больше не отправляет космонавтов на Луну. Запуск беспилотных межпланетных станций относительно прост и не требует больших капиталовложений. Пилотируемый космический корабль намного тяжелее, запустить его и управлять им гораздо сложнее. И дело не в том, что космонавты очень тяжелые, а в том, что полет будет длительный и космонавтов нужно обеспечить самым необходимым для жизни.
*Кто-то с задних парт нетерпеливо закричал:*— Едой и водой? Ну сколько могут съесть космонавты?
— На удивление много. Прошу-таки поднимать руку, чтобы я могла видеть, кому отвечаю. При теперешней скорости ракет и шаттлов полет к Марсу и обратно займет как минимум два с половиной года. Только представьте, сколько сухих завтраков и ужинов можно съесть за всё это время. Кроме еды и воды на пилотируемых космических кораблях должна быть сложная система жизнеобеспечения. Ее важная составляющая — массивные резервуары, заполненные кислородом и азотом, механические насосы и фильтры, приборы для обогрева и охлаждения воздуха, различные датчики, а также измерительные инструменты для контроля за температурой и давлением внутри космического корабля. Всё это тянет на несколько тонн дополнительного багажа, при этом стоимость проекта, вместе с расходами на оборудование и топливо, увеличится на очень и очень большую сумму.
— Хочу заметить, что для запуска пилотируемого космического корабля нужно больше топлива, чем для беспилотного. В чем причина?
Во-первых, чем тяжелее корабль, тем больше топлива необходимо для его запуска и выхода в космическое пространство.
Во-вторых, запуская пилотируемый космический корабль, нужно позаботиться о его обязательном возвращении на Землю. Ведь робота либо беспилотную межпланетную станцию можно оставить в космосе, когда задание полностью выполнено. Но космонавты обязательно должны вернуться на Землю, а значит, кораблю просто необходимо топливо на обратную дорогу. Плюс дополнительное снаряжение, например тепловые экраны, парашюты, шлюпки и спускаемые аппараты, которые понадобятся при прохождении земной атмосферы и приземлении. Вот почему пилотируемые корабли не летают дальше земной орбиты.
Топливо | вещество, при горении выделяющее энергию, которая используется для работы двигателя |
Двигатель | машина, которая превращает энергию в механическую работу |
— Сейчас всё больше стран присоединяется к исследованию космоса, но полеты на Марс остаются лишь в планах. Трудности прежде всего заключаются в том, что космонавтам придется отправиться в длительное космическое путешествие. Мощности имеющихся на сегодняшний день ракет-носителей недостаточно, чтобы обеспечить дальние полеты таких сверхтяжелых космических кораблей.
На сегодня всё, всем хороших выходных. Если остались вопросы — милости прошу в мой кабинет.
Задания
- Почему люди до сих пор не исследовали дальние планеты? Возьмите одну главную или несколько причин на ваш выбор и аргументируйте их (на основе лекции).
- Исходя из лекции, какие страны были самыми активными и первыми в изучении космоса? Какие аргументы вы можете назвать в подтверждение этого? (можно без дат, своими словами).
- (Эта лекция только для 5 курсов)
Дополнительные задания
- Задание на фантазию. Придумайте небольшой сюжет фильма на космическую тематику (почувствуйте себя продюсером, режиссером, сценаристом...). Юмор не воспрещается.
- Сочинение-размышление с долей фантазии. Каким должен быть космический корабль, чтобы доставлять космонавтов в любую точку Солнечной системы? Обязательно обоснуйте.
- Сочинение. Изучение космоса через сорок лет. Что мы сможем себе позволить? Свою точку зрения обоснуйте.
- Сочинение-размышление. Как вы думаете, судьба «Аполлон-13» была связана с цифрой или сыграла роль теория вероятности? Свой ответ обоснуйте.
- (Эта лекция только для 5 курсов)