Модераторы: господин Алкоголик.

  Новая тема

 

Политические смыслы "Гарри Поттера"

простая прохожая
Отправлено: May 14 2016, 16:37
Offline

This isn't user you're looking for
*********
Пол:
Великий магистр IX
Облик: Animagus Nyan Cat
Группа: Модераторы
Сообщений: 9716
Пользователь №: 20728
Регистрация: 5-September 06





Политические смыслы «Гарри Поттера»


Филолог Мария Штейнман о Министерстве магии, антиутопии и бюрократии в книгах Джоан Роулинг

Когда мы говорим о политических смыслах «Гарри Поттера», мы должны четко понимать, что они связаны с темой власти, проблемой власти. Эта проблема показана на самых разных уровнях. Сложно сказать, что по актуальности и злободневности может сравниться с этой книгой. Она не менее злободневна, чем какая-нибудь «Игра престолов».

В книгах о Гарри Поттере власть представлена в первую очередь Министерством магии. Любопытна трансформация этой системы. Сначала эта система административно-контролирующая, которая напоминает бюрократическую английскую систему. Там нет налогов, но зато есть договор, которому много сотен лет. В соответствии с ним волшебники не должны проявлять себя в мире неволшебников, этому посвящено много страниц. Гарри этот договор постоянно нарушает: либо его подставляет эльф-домовик, либо его выдают за виновную сторону в пятой части. Притом что Роулинг иногда сама себе противоречит. Когда Гарри обвиняют в том, что он нарушает этот закон, все забывают, что Гарри вызывает патронуса не перед каким-то соседским магглом, а перед лицом кузена, который в курсе, что Гарри — волшебник. Тут, мне кажется, Роулинг переборщила.

Эта идея, по которой человек априори виновен перед бюрократией, подается очень четко. Она достигает кульминации с появлением Амбридж, представляющей зло системы. Первоначально она подается не как зло, не как ужас, а как бюрократ, который следует всему до буквы, который пытается с помощью бюрократических установок умертвить живой дух Хогвартса. Как мы помним, у нее это не получается, потому что есть нонконформисты братья Уизли, которые начинают антиамбриджское сопротивление.

Это мелочь по сравнению с тем, что происходит в дальнейшем, когда Волан-де-Морт ведет себя как истинный политик в самом неприглядном смысле этого слова. Когда де-факто в седьмой книге он приходит к власти, выясняется, что он не хочет открывать себя сообществу волшебников. Четко сказано, что он держится на периферии, вместо себя министром магии назначает абсолютную марионетку, ничего не значащую. Но Волан-де-Морт управляет через страх и, назовем это образно, государственную машину.

Иначе говоря, в седьмой книге Роулинг создает полноценную антиутопию, очень мощную, которая была упрощена в фильме. Если вдумчиво прочитать седьмую книгу, то получается очень печальная картина: мир, где людьми правит страх, где Министерство магии внешне сохраняет привычные обороты, но по сути становится инструментом подавления личности. Самое удивительное — это трансформация фонтана в министерстве и трансформация самой Амбридж. В фонтане сначала стоит политкорректная до слащавости группа, состоящая из волшебника, волшебницы и разных наделенных разумом волшебных существ. Когда в седьмой книге мы попадаем в Министерство магии, мы видим достаточно жуткую картину: волшебник и волшебница сидят на троне, основанием которого служат тела неволшебников. Это идея расизма в абсолютно чистом виде. Еще более удивительно, как это подкрепляется слоганом «Магия — это мощь». Это идея того, что тому, кто владеет магией, все позволено, тот, кто владеет ресурсами, может управлять другими. Это абсолютно злободневная идея, мы понимаем, что каждый день примеры этого мы можем наблюдать. Это первый момент.

Второй момент, который тоже связан с понятием власти, — это, как ни странно, власть журналистов. Для Британии с ее многовековой историей роль и влияние политической журналистики на людей — ключевой момент. Персонаж по имени Рита Скитер достаточно сложный. Она далеко не такая карикатурная, как мы привыкли видеть в фильме. Рита Скитер — это журналист, которому все равно, о чем писать. Она четко манипулирует общественным мнением, и сначала мы наблюдаем ее в четвертой части, когда в зависимости от ее желания Гермиона то положительный, то отрицательный персонаж, да и сам Гарри Поттер по-разному подается. В зависимости от статей меняется мнение о Гермионе даже родителей Рона Уизли, хотя, казалось бы, они друг друга знают. Это первый шаг. Второй шаг, когда Гарри с Гермионой используют Риту Скитер, чтобы правдиво рассказать о том, как Гарри встретился с Волан-де-Мортом. Тут пресса работает на Гарри Поттера, на светлую сторону силы, что называется.
Самое интересное начинается в седьмой книге. Мы видим всю негативную сторону журналистики как управления общественным мнением. Именно это и делает Рита Скитер, она дает совершенно искаженный образ Дамблдора. Гарри Поттер, как мы помним, в какой-то момент поддается на это. Почему так происходит? Потому что Дамблдор не идеал, он живой человек. И Скитер дает свою трактовку. Если внимательно прочитать, то мы увидим, что она практически не искажает фактов, но подает их так, что из Дамблдора получается старый педофил, который совратил Гарри, а в юности сотрудничал с аналогом Гитлера. Хотя это все не так, но сила убеждения велика. Ведь даже Гарри, который знал Дамблдора, насколько это возможно, в шестой книге при поиске крестражей, начинает сомневаться. Согласитесь, это не имеет ничего общего с детской сказкой.

Третий момент тоже очень интересен. Это не сугубо политические, а общественные смыслы, которые Роулинг закладывает в свою книгу. Это вопрос готовности принять другого. Это вопросы антирасистские. Вопрос расовой ненависти поднимается уже во второй книге, когда речь заходит о чистой или грязной крови и наследниках Слизерина. Оказывается, что люди легко разделяются по этому признаку. Единственный способ этому не поддаться — это не принимать эту идею. Вопрос начинает развиваться, достигает кульминации в четвертой книге. Мы помним, что сама идея Турнира Трех Волшебников — взаимодействие между разными странами и разными культурами. Три школы представлены: абсолютно английский Хогвартс, абсолютно французская Шармбатон и северная школа Дурмстранг, которая обладает культурными очертаниями, напоминающими одновременно Германию и славянские страны. Важно то, что в финале, невзирая на культурные различия, ученики готовы быть вместе, сотрудничать, осознавать и противиться тому, что их может разделить. Для меня это главный момент четвертой части.

Отдельный вопрос — это вопрос культурных моделей, которые я упоминала. Роулинг в своих книгах часто иронизирует по поводу других культур, но никогда не переходит в сарказм и высокомерие. Произношение Флер Делакур пародирует французское произношение. Но это не значит, что Роулинг считает английскую культуру выше всех других. Она постоянно возвращается к идее равенства любых культур перед лицом небытия, абсолютного зла и системы, которая может прокатиться по судьбам любых волшебников и неволшебников. В этом плане особенно интересна седьмая часть, где возникает вопрос личного выбора, готовности пойти или не пойти на компромисс. В какой-то момент главный персонаж — это Амбридж, которая становится образом торжествующей бюрократии. Когда банальный бюрократ получает практически неограниченную власть — а в седьмой книге именно Амбридж определяет, осуждать или не осуждать людей за их брак с неволшебниками, — он становится по-настоящему страшным человеком. Садистские наклонности Амбридж полностью выражены. Мы помним этот зал, где происходит суд, где от дементоров судей охраняет патронус Амбридж. Там четко сказано автором, что Амбридж чувствует себя в своей стихии, она, как дементор, питается ужасом и горем других. Это символ того, что может быть, если закон перестает быть равным для всех. В этом плане это очень английская книга, где есть равенство всех перед законом, каким бы этот закон ни был. И как только кто-то переступает закон ради своих интересов, мир приближается к опасной грани. Это, по-видимому, один из самых взрослых выводов, который мы можем сделать из книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере.




Источник: Косой Переулок
^
Ding-a-ling
Отправлено: Jul 4 2016, 14:59
Offline

Be my hero - divide by zero
*******
Пол:
Великий маг VI
Облик: Animagus Dormiens Draco
Группа: Преподаватели Хогвартса
Сообщений: 1283
Пользователь №: 89410
Регистрация: 8-December 14





Статья интересная, но, по-моему, притянутая за уши немножк. Ох уж эти филологи, в каждой луже кучу подводных течений найдут!
Цитата
Иначе говоря, в седьмой книге Роулинг создает полноценную антиутопию, очень мощную, которая была упрощена в фильме

Да уж. И это пишет филолог.
^
Самолюбивый шизоид
Отправлено: Oct 4 2017, 21:06
Offline

За секунду до взрыва
*******
Пол:
Великий волшебник I
Облик: --
Группа: Пользователи
Сообщений: 1380
Пользователь №: 48731
Регистрация: 4-July 09





Мне кажется, что все упомянутые подводные течения действительно есть в книге. Иногда это дело подсознания Роулинг. Можно ее психологический портрет рисовать прям.

Мне интересно, а когда считается, что теме пора в архив?
^
Ирис Снейп-Принц
Отправлено: Oct 14 2017, 15:40
Offline

Дитя Дома Салазара Слизерина
****
Пол:
Призыватель II
Облик: --
Группа: Пользователи
Сообщений: 129
Пользователь №: 196658
Регистрация: 21-June 17





Статья конечно хорошая, но у мнея есть некоторе поправки. Статут о неразглошении этотне договор, это один из пунктом магического закона, поэтому за его нарушение и наказывают. Теперь про то место где говорится про то что Гарри использовал заклинание патронуса присуствие своего кузена. Нужно помнить тот факт что он на тот момент ещё не достиг совершенолетия именно на этом основывалось обвинение. К тому же нельзя упускать тот факт что Карнелиус Фандж повёлся на розказни той самой упомянутой Риты Скитер, которяя после тунира только и делала что сочинала свои статейки в своём неподражаемом репертуаре минимум фактов, максимум лжи. Дрогой министер магии поверил в то что Дамблдор хочет занять его место, а подвернувшийся случай показался ему довольно таки выгодным. К тому же мне кпжется он боялся что обыкновенное слушанье непринесёт результатов, о того-то дело и было передано в Визингамод. Однако этотнедоло никокого результата, поэтому после сушанья Фандж одобряет внесения изменения в дикрет образования. Как мы помним именно благодаря данному декрету Амбридж и поподает в школу. Что касается прихода к власти Тома Редла, то здесь измененя вполне очевидны, он рвался к васти с тех самых пор как сощдал крестражи, а то что он сам не занял пост минисьра магии обясняется тем, что он был одержим убийством Поттера. Что касается ищменения фонтана, так здесь я могу сказать только то что не чему собственно удивлятся. Аристократичниые волшебники так называемые чистокровные маги не считали за людей. Вы назвали это расизмом, хорошо пусть так, всё равно как неназови презрение и отрващение никуда не дунутся. Именно на этом основанна вся суть вопроса. Теперь поговрим про Амбридж, вы назвали её садисткой по седьмой книге, онако садизм проявился у неё ещё в первой книге. Вспомните хотябы те злосчастные перья которыми она застоляла писать провенившихся, а допросы учеников с подливанем сыворотки правды. В прочем думаю достаточно придирок с моей стороны, я лично нечего нового не увидела. К тому же я никогда не считала книги о Поттере дедской сказкой, поскольку они таковыми не являются.
^
Sheogorath
Отправлено: Nov 4 2017, 06:40
Offline

Странные оркестры бродят в голове моей
*****
Мистик III
Облик: --
Группа: Пользователи
Сообщений: 405
Пользователь №: 197103
Регистрация: 27-September 17





Я согласен с тем, что подводные течения есть, и совершенно не согласен с тем, что они появились в книге "как бы случайно", "из подсознания" и т.д. и т.п.

Мне не очень понятно, почему огромная часть русскоязычного фэндома (и я ни в коем случае не говорю про этот форум - скорее, про то, что я видел и читал в других местах) искренне считает Роулинг за не очень умного человека, которому вот просто свезло с популярной темой, а на самом деле она, бедняжка, и писать-то не умеет. Это подается как статус кво. "Должно быть, так". Однако Роулинг - мастер композиции, и Гарри у нее сталкивается с различными элементами волшебного мира вовсе не случайно и вовсе не для того, чтобы побольше в книжку напихать или чтоб было "разнообразнее". Нормальный автор, задавая экспозицию, одновременно планирует становление героя в ней, что Роулинг и делает. Лишнего здесь нет.

Идеи же, которые выражены в статье, более чем очевидны. Я не знаю, какой смысл читать ГП и не видеть, какую идею представляет Амбридж, как взаимодействуют разные национальные менталитеты на Турнире Трех Волшебников и т.д. В-смысле, что остается? Магия, лягушки шоколадные, шрамы и палочки? Ну так атрибутики и в других историях полно, а книги Роулинг, хотя и прекрасно играют с этой тематикой, имеют очень сильное гуманистическое нутро.
^
Илекса
Отправлено: Nov 19 2017, 14:38
Offline

и крылатое бьется пламя между нами
*********
Пол:
Великий волшебник I
Облик: Animagus Dormiens Draco
Группа: Модераторы
Сообщений: 6356
Пользователь №: 40977
Регистрация: 14-July 08





Если честно, статья какая-то слишком очевидная) при этом она подана так, словно обо всем этом мало кто догадывался :skype_think:
Например, очевидна параллель чистой крови и расизма; хотя, как по мне, настоящее развитие она получила к последним книгам, к установлению власти Волдеморта и его идей. Не менее очевиден смысл фонтана и формат подачи внутреннего устройства министерства магии.
По сути ведь Роулинг неоднократно акцентирует внимание на этих идеях: она не просто вставляет любопытные детали по всем романам, очень часто устами Гермионы она обозначает и проговаривает их. Не зря ж, Ро отождествляет себя с Гермионой)
^
Пэйджик
Отправлено: Jan 18 2018, 02:18
Offline

Мастер флуда
**********
Пол:
Архимаг II
Облик: Animagus Hebridean Black Dragon
Группа: Модераторы
Сообщений: 26694
Пользователь №: 30627
Регистрация: 23-July 07





Чем старше я становлюсь, тем больше вижу параллелей и сравнений, которые Джоан Роулинг провела с реальной жизнью и многими историческими событиями. "Гарри Поттер" завоевал сердца людей всего мира, но далеко не все задумывались над тем, что именно хотела ДОНЕСТИ до нас автор.

Мне почему-то кажется, что Волан-де-Морт - это пародия Гитлера. Только не бейте меня.) Волан-де-Морт пытался избавиться от нечистокровных точно так же, как Гитлер придумал себе что-то об арийской (высшей) расе, и пытался истребить евреев, а также ставил немцев выше других. При этом мы все видели лицемерие в ГП, потому что у Волан-де-Морта один из родителей был нечистокровным, что сделало его полукровным. Некоторые спекулируют на счет того, что Гитлет отчасти был евреем. Чем не параллель? Волан-де-Морт боялся смерти и искал способ жить вечно. Я читала много статей о том, как Гитлер пытался найти способ продлить свою жизнь, из-за чего он отправил своих людей в Тибет (истории это известно как "Тибетская экспедиция Третьего Рейха") - не только для того, чтобы узнать больше от истории арийской (высшей, чистокровной) расы, но и узнать секреты продления жизни. Впрочем, это я могла начитаться теорий конспирации.

Мы также знаем, что Дамблдор был гомосексуальным, и вроде как у него были чувства к кому там... Гриндевальду? Роулинг не просто так об этом сказала - она включила и эту тему в книгу.

Даже если вспомнить имена героев книг, а также актеров. Парвати и Падма Патил - очевидные индийские имена. Патэл (да, РОСМЭН фамилии переводить не умеет) - одна из самых распространенных фамилий у индусов.

В общем, политики, а также истории в книгах Роулинг - завались.
^
0 Пользователей читают эту тему ( Гостей и Скрытых Пользователей)
Пользователей:

Новая тема

 



[ Script Execution time: 0.0378 ]   [ 11 queries used ]   [ GZIP включён ]   [ Time: 21:58:03, 22 Apr 2018 ]





Контактный адрес: deweiusmail.ru