*Погода в мае выдалась просто чудесная. В этом светлом классе вовсе не хотелось говорить о самом мрачном языке Средиземья. Вернестра уже десять раз пожалела, что именно так распределила материал, но деваться было некуда.*– Добрый вечер, ребята.
Сегодня мы рассмотрим хоть и мрачноватую, но не менее увлекательную тему, чем все предыдущие. Язык, созданный на основе эльфийского алфавита Кирт, претерпел множество изменений и сильно упростился по сравнению с первоисточником, однако просуществовал в художественном мире Толкина многие тысячелетия. Причиной тому была война. Много войн. Большинство из них было направлено на истребление мерзких орков и их властелина.
*На доске, как обычно, высветились слова темы. От них сразу повеяло чем-то холодным.*Чёрное наречие
–
Чёрным наречием называли язык, который придумал
Саурон (один из первых Майар, кто примкнул к Мелькору) на основе алфавита Кирт. Таким вот образом он решил «вавилонскую проблему», суть которой, я думаю, вам известна. У орков было много наречий и разных диалектов, на которых те говорили. Саурон же «дал» им новый, общий для всех язык.
*Картина, висевшая в самом углу класса над доской, вдруг полыхнула огнём. Фигура в железных доспехах ожила и принялась метать огненные молнии во все стороны. Часть студентов резко отпрянула, подавляя ахи и охи. Вернестра поморщилась.*– Саурон, тот, кого вы видите на картине, требовал от своих слуг не только полного подчинения, но и общения на одном языке. Это было для него удобно. Однако, как бы он ни старался объединить всех орков языковой традицией, этого не получилось. В итоге, языком пользовался только сам Саурон и его командиры (а затем и Назгулы). Эту разновидность Толкин назвал
«высокой».
Орки же так и не освоили в полной мере предложенного им языка. В их лексиконе остались лишь обрывки из Чёрного наречия, которые смешались с многочисленными диалектами народов Средиземья. Эту разновидность Толкин назвал
«низкой». В пример можно привести армию орков из крепости Барад-Дура, которая для общения пользовалась низким наречием.
Саурон был более образованным и поэтому языком владел лучше, чем его слуги. Руны высокого Чёрного наречия отличались по написанию от рун низкого. Вы убедитесь в этом, если посмотрите на рукопись. Вы видите, что знаки аккуратные, немного удлинённые, но в целом, ажурные. Над некоторыми рунами стоят техты.
Надпись на высоком Чёрном наречии *Картина с Сауроном продолжала искрить огнём. Одно было хорошо: этот поистине адский огонь не долетал до сидящих в классе студентов. Но вот на переднем плане появилось войско вооружённых эльфов. Их броня и щиты отливали золотом в лучах закатного солнца. Запел рог, и войско дружно шагнуло навстречу неприятелю. Завязалась великая битва.*– Поговорим об
особенностях Чёрного наречия:
А) Толкин создал этот язык на основе нескольких реально существующих языков: хаттского и хурритского. Также был использован лингвистический материал чечено-лезгинской группы кавказских языков.
Б) Чёрное наречие было низким языком для низких целей. Безусловно, в нём была структура, корневые лексемы, возможность словообразования. Однако он не отражал любви к вещам и словам. Язык был нужен лишь для отдачи команд или ругательств. Орки не стремились развивать его, в отличие от эльфов или людей. У последних язык служил для выражения мыслей, на нём пели песни и слагали легенды. Этого нельзя было сказать об орках.
В) Язык буквально напичкан непроизносимыми согласными, взрывными фонемами, которые больно режут по ушам. Слушать такую речь невыносимо противно. При попытке что-то сказать слова застревают в горле.
Г) Графика, то есть написание букв, низкого Чёрного наречия также весьма неприятна. Это смесь угловатых рун, кривых линий, иногда не читаемых иероглифов. Даже не скажешь, что буквы для низкого Чёрного наречия когда-то были позаимствованы из эльфийского алфавита Кирт.
В произведениях Толкина упоминается только один наиболее известный артефакт, украшенный рунами высокого Чёрного наречия. Имя ему
Кольцо Всевластия.
– Сам Толкиен хоть и создал Чёрное наречие, но очень его не любил. Однажды ему пришла посылка от поклонника, а в ней был стальной кубок. К ужасу и разочарованию профессора, на кубке была выгравирована надпись на Чёрном наречии, скопированная с Кольца.
*Речь волшебницы прервал голос с картины. Это профессор Толкин решил вставить свой комментарий. Пожав плечами, он выпустил изо рта колечко дыма и недовольно буркнул.*– Естественно, я ни разу не пил из этого кубка! Зато пепельница из него вышла отличная.
*Усмехнувшись, он отвернулся от студентов и принялся напевать себе под нос «походную» песню Бильбо Бэггинса.
Вернестра же решила, что на этой ноте вполне можно завершить урок.* – Итак, наш курс по изучению необычных рун из книг профессора Толкина подошёл к концу. Надеюсь, вам было интересно.
Всех желающих посетить дополнительную лекцию я жду на следующей неделе. До встречи!
Задания
- Почему орки в полной мере так и не освоили Чёрное наречие – язык, который дал им Саурон?
- Верно ли то, что Чёрное наречие – это низкий язык для низких целей? Аргументируйте.
(Общий объём работы – не менее 500 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Сочинение. Объясните стремление людей или других разумных рас развивать свой язык. Зачем это нужно?
(Общий объём работы – не менее 700 символов)
- Сочинение. Каким образом язык помогает объединять разные народы и разумные существа в один сплочённый коллектив? Насколько эффективен такой способ?
(Общий объём работы – не менее 700 символов)
- Сочинение. Почему люди настороженно относятся к артефактам с различными надписями и ждут от них проявления каких-то волшебных свойств? Неужели они и правда верят в «магию» начертанных слов?
(Общий объём работы – не менее 700 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)