Сторінки: (2)  [#] 1 2 .  ( Перейти до першого непрочитаного повідомлення ) Ошибка! Закрита тема Нова тема

 

Лекция 2. Алфавит. Правила чтения. Слог, ударение.

, для всех курсов

Алфавит. Правила чтения. Слог и ударение.

(Латынь)
*Сегодняшняя лекция обещала быть начальной для ознакомления студентов со структурой языка, поэтому Фредерик находился в предвкушении. Еще за час перед началом урока он разложил весь материал по партам, а теперь, от нечего делать, сидел на своем столе, свесив ноги и поедая орешки. За чтением очередной газеты и новости о том, что его хороший друг, профессор магии камней, решился жениться, мужчина и не заметил, как в класс вошли студенты, осторожно рассаживаясь за парты. Только после хихиканья пары девушек, заметивших бородатого и сурового преподавателя за поеданием орешков с болтающимися ногами, профессор смутился и быстро подбежал к пергаменту.*

— Рад видеть всех в хорошем настроении и здравии. С удовольствием сообщаю, что мы начинаем заниматься латинским языком непосредственно. Но для того, чтобы научиться разбираться в его грамматической структуре, лексиконе и языковых отношениях, требуется выучить некоторые основы. Начнем мы с алфавита – основы основ любого языка. И еще, не забывайте пополнять свой словарь латинских слов и выражений примерами и информацией из лекций – пригодится.

*Улыбнувшись паре студенток на первой парте, мужчина развернулся к доске и собственноручно написал весь латинский алфавит. Немного мела попало в нос, и, мужественно чихнув, профессор развернулся обратно, заметив, что все уже записали алфавит.*

user posted image


— Как видите, латинский алфавит мало чем отличается от алфавита английского языка. Отсутствует лишь одна буква (W).
В нарисованной мною таблице приведены написания букв, заглавные и строчные, а также их название. Особое внимание стоит уделить следующим правилам алфавита:

1. Буква «E» никогда не смягчает следующий за ней согласный, поэтому мы и произносим её как «э»;
2. Буква «H» произносится с придыханием, словно вы смеётесь; - *Профессор протяжно произнёс звук, тем самым немного развеселив класс*.
3. Буква «L» произносится всегда мягко, без всяких исключений, к примеру, lupus – волк – [л’юупус].

Данные правила являются основными и неизменяемыми во все времена существования латинского языка.
Вы спросите, почему я именно так сформулировал предложение? Потому что существует и изменяемая часть латинского языка — две традиции чтения и произношения латинского языка: классическая и средневековая.

*Пергамент зашелестел и явил студентам большую таблицу, на которую студенты смотрели с небольшим удивлением.*

user posted image


Начнем с гласных звуков в классической (античной) традиции.
Для этого варианта латыни характерно различение долгих и кратких гласных звуков. Долготу мы обозначаем как «ā». Краткость же – «ă». В зависимости от значка, который находится над гласной, надо произносить звук либо немного дольше обычного, либо, наоборот, короче. Если над звуком отсутствует значок, то он краткий.

Получается, что латынь обладает 12 гласными звуками – vocales – или, как их еще называют, монофтонгами: 6 долгих и 6 кратких. Кстати, последнее слово пришло из греческого языка, буквально переводится как «один звук».

Также существует и группа звуков, называемая дифтонгами, представляющими собой сочетание двух гласных звуков, которые произносятся в один слог. Вы, скорее всего, уже поняли, что и это слово пришло к нам из греческого языка и переводится как «двойной звук». Видите, как сильно повлиял греческий язык в своё время на имперский римский латинский!

Помимо дифтонгов существуют и диграфы. Основное их отличие в том, что дифтонг должен читаться как два звука, а диграф – только как один звук.

*Изображение сменилось на следующую таблицу.*

user posted image


Перед Вами, для того, чтобы облегчить восприятие такого разделения звуков, представлена таблица с двумя дифтонгами («au», «eu») и двумя диграфами («ae», «oe»). Приведены примеры с транскрипцией слов. Кстати, я бы советовал их записывать в свой словарик, чтобы пополнить словарный запас.

Будьте бдительны: диграфы и дифтонги бывают ложными. Так «aes» (медь) будет читаться как [эс], однако, «aēr» (воздух) будет читаться именно как [аэр].
Причина здесь в одном: значок над «e» в написании слова. Запомните, что наличие значка краткости или долготы над любой из гласных в любых из представленных вам четырех сочетаний в их написании обозначает, что это самые обычные две гласные и произносить их надо соответственно. Это уже не дифтонг или диграф.

Касательно двух указанных произношений слов «Аврора» и «Европа»: первый вариант является классическим, второй же – средневековой традицией, к которой мы как раз и подошли.
Вообще, в средневековье произошло максимальное изменение латинского языка. Так на него повлияло то, что все большие массы людей, включая бедняков, стали использовать язык. Появилось множество новых бытовых слов, а для того, чтобы сделать язык более гибким, подстраивающимся под настоящую жизнь, были изменены некоторые аспекты.

Итак, изменения в произношении гласных в средневековой традиции.

1. Буква «Y» теперь произносится как i. К примеру, «Egyptus» [egiptus].
2. Звук «u» в дифтонгах произносится как [v]. То есть, теперь уже не [Эуропа], а [Эвропа].

*Зашелестев так, словно его накормили вкуснейшей в мире едой, пергамент показал студентам уже иную картинку.

user posted image


Самое время перейти к согласным звукам в классической традиции. Всего в латинском языке в наличии имеются 18 согласных звуков. На рисунке вместе с ними также представлены и наиболее важные сочетания согласных.

Ваше внимание должно быть сфокусировано именно на согласных звуках, поскольку некоторые сочетания могут Вас запутать: часть из них имеет транскрипцию либо в классической, либо в средневековой традиции.

Но не пугайтесь. Мы не будем вдаваться в излишнее деление согласных звуков с точки зрения лингвистики – остановимся на ключевых моментах.

1. Буква «С» во всех словах произносится как [k]. К примеру, caput [kaput], crēdō [kredo].
2. Сочетание «ti» всегда произносится именно как [ti].
3. Буква «H» всегда воспроизводится с придыханием. Вспомните придыхательную украинскую [γ], либо [h] в английском «house».

*Задумавшись, преподаватель остановился, словно вспоминая что-то из своего прошлого, но, вовремя одумавшись, он продолжил.*

А ещё в латинском языке имеется «вечная пара». Пара, которая никогда не может быть использована раздельно – только вместе. Прямо-таки пример идеальных отношений – «qu». Эти буквы всегда употребляются только в сочетании и произносятся как [kv]. Самое время занести пару важных слов в словарик и интересную фразочку:

Quis [kvis] — кто
Quid [kvid] — что
Qui pro quo [kvi pro kvo] — одно вместо другого, услуга за услугу

Еще одним интересным сочетанием является «su». Так, в положении перед гласным оно читается как [sv], перед согласным – [su]. Например, «sus» [sus] (свинья) и «suillus» [svillus] (свиной). Словосочетание «ngu» обладает точно такими же свойствами при употреблении, что и «su».

Перейдем к сочетаниям с придыхательными. Собственно, появились они, опять же, под влиянием греческого языка: очень многие слова были заимствованы, и некоторые буквы утратили своё звуковое значение. На следующем изображении присутствуют все пояснения.

user posted image


Ну, а теперь, заключительная часть по произношению: согласные звуки в средневековой традиции.

1. Буква «С» теперь в положении перед ci, cy, ce, cae, coe произносится как [ts]. Собственно, первые три – просто звуки, а последние два – дифтонги и диграфы.

2. Точно такие же изменения произошли с сочетанием [ti]. Например, «initium» [initsium] (начало), «potentia» [potentsia] (сила). Но наименования сохранили правило классическое (Tiberius, Titus). Исключения: слова, в которых «ti» после [s], [t], [ks] (bestia, mixtiō), tōtus (целый, весь) + tōtīus (Родительный падеж от tōtus). Также слова греческого происхождения читают через [ti]: Miltiădēs [Miltiades].

3. Буква «S» теперь, если она располагается между гласными звуками, читается как [z]. В остальных случаях – [s]. Например: «rosa» [roza] (роза), но «salūs» [salus] (благо). Однако это правило необязательно – букву можно читать и как [s] во всех случаях. Так что не надо особо следовать этому правилу.

user posted image


Также обратите внимание на сочетания буквы «j» с гласными. Это очень важно, хотя, вроде бы, должно быть интуитивно понятно практически всем нам, носителям английского языка, живущим в одной из колоний Римской империи.

*Заметив усталость на лицах учеников, профессор понял, что лекция была довольно утомительной.*

— Да, ребята, я вас прекрасно понимаю, но эта тема одна из базовых, нам надо было её пройти сегодня досконально. С этим мы практически справились, осталось разобраться с ударением (accentus) и слогами.

user posted image


Обратите внимание на то, как именно мы отличаем краткие и долгие слоги друг от друга, поскольку от этого зависит постановка ударения. Интересно знать, что в живой речи это деление практически не используется – только в литературе, и то, не всегда. Вкратце сообщу, что существует деление на открытые и закрытые слоги. Открытый слог – слог, который заканчивается на гласную. А закрытый – на согласную. Это важно при постановке ударения.

А, и еще я кратко расскажу о слогоделении. В латинском языке слоги делятся так, что согласные практически всегда включаются в следующий за ними слог. Это Вам понадобится при выполнении теста. А вот чтобы узнать побольше, потребуется самостоятельно написать доклад, потому что у нас с вами, ребята, не хватает времени. Это будет в домашнем задании...

Итак, ударение ставится в зависимости от количества слогов в слове. Ориентируетесь следующими правилами:

1. Находим предпоследний слог.
2. Выясняем, закрытый он или открытый.
3. Если закрытый, то ударение падает на него; если открытый, то остаются варианты:
А) слова в два слога располагают ударение на втором слоге с конца (hOmō – человек).
В) в многосложных же словах ударение зависит от второго слога с конца. Если он долог, то ударение ставится на нём (ancIlla – служанка). Если он краток, то ударение ставится на третьем слоге с конца (impErĭum – повеление).

— Ура, мы с Вами быстро пробежались по основам языка, очень надеюсь, что вы не сильно утомились. Собственно, Ваше домашнее задание лежит на столе. Возьмите пергаменты и можете идти.

Задания

  1. Перед Вами текст из «DECLAMATIONES MAIORES» Квинтиллиана (предложения НЕ начинаются с большой буквы, но каждое предложение начинается с новой строки).

    Si tamen, iudices, fas est impietatis huius ullas accipere causas, et filium, qui non alit, putatis reddere posse rationem, aestimate per fidem, quod sit facinus illud, cuius ultionem debeat exigere aliquis de fame patris.

    'captum me,' inquit, 'non redemisti.' quis non putet queri de filio patrem?

    quemquamne dicentem feram: 'nihil tibi debeo, quia mihi vitae lucisque beneficium semel praestitisti, quia hunc spiritum, hoc corpus non ex indulgentia tua rursus accepi'?

    iniquissima magnorum condicio meritorum est, si, quicquid non fuerit adiectum, de prioribus perit, et pessimo exemplo gratiam praeteritis auferunt reliqua cessantia.

    non redemi? non tamen ideo minus est, quod in hunc te divinorum humanorumque conspectum de nostra protulimus anima.

    maria terrasque, infatigabiles siderum cursus et cta sacro fulgore lucentia nos, ut fruereris, ostendimus; has, quas subtrahis manus, haec verba, quae negant, de meo spiritu, de meis visceribus hausisti.

    gaude potius, exulta, quod tibi patris asperitas praestat boni filii iactationem; solus habet, quod imputet patri, qui queritur et pascit.



    Выберите одно предложение и распишите каждое в нем слово по звукам на русском либо на английском языке (составьте транскрипцию). Иными словами, напишите, как каждое слово читается. Опирайтесь на информацию из лекции. Используйте ЛИБО классическую традицию, ЛИБО средневековую традицию.

    Подсказка: Транскрипция - представление слова в виде звуков. Примеры транскрипции в латыни (транскрипция в квадратных скобках, на английским и на русском):
    tamen [tamen, тамэн]
    spiritum [spiritum, спиритум]
    quod [kvod, квод]
  2. Расставьте ударения в уже выбранном Вами предложении, руководствуясь правилами из лекции. Для выделения ударных звуков можете либо использовать теги, либо писать такие звуки большими буквами.
  3. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)

Дополнительные задания

    1. Сочинение-размышление. Почему влияние средневековья отразилось так сильно на правилах произношения в латинском языке? Приведите аргументы.
    1. Задание на фантазию. Придумайте историю о том, как появилась «вечная пара» в латинском языке. Юмор и использование человеческих персонажей приветствуется.
    1. Ролевой отыгрыш. Вам, как одному из создателей латинского языка, требуется написать правила употребления сочетания «ngu». Напишите эти правила и опишите процесс написания, опираясь на материал лекции.
      Подсказка: Ролевой отыгрыш – это написанный учеником от третьего лица рассказ о том, как ролевой персонаж выполнял поставленное преподавателем задание (вел себя в предложенной ситуации). В ролевом отыгрыше должны присутствовать действия персонажа, по желанию прямая речь и его мысли. (с) Правила Хогвартса
    1. Доклад. Правила слогораздела в латинском языке.
      Подсказка 1: Доклад может быть задан только на реальную тему, информацию по которой можно найти в интернете или печатных источниках. Для написания доклада необходимо использовать не менее двух источников: информация должна быть переработана и представлена «своими словами», сохраняя логическую и структурную целостность.
      Подсказка 2: Работа, текст которой более чем на 50% дословно скопирован из любых источников, оценивается в 0 баллов. При копипасте 35-50% текста работа оценивается в половину баллов. В докладах должно быть минимум 1000 символов или 15 предложений.
      Подсказка 3: В том случае, если объем работы превышает заданный объем минимум в два раза, процент копипаста исключается из объема работы. Если работа продолжает отвечать заданным условиям и заданному объему, она будет оценена без учета копипаста. (с) Правила Хогвартса
  1. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Показать все комментарии

Латынь

Тест закрито 
Відправлено: Sep 13 2015, 10:09

  i  

Лекция открыта до конца учебного года. Для всех курсов.

Лекция проверена корректором Хайди.

Объем домашних заданий не ограничен. За исключением докладов; более подробная информация в критериях оценки.

Желаю удачи!

:yn_mexicano:


Відправлено: Sep 13 2015, 17:41

 M 

Добавлен тест на 25 баллов.


Відправлено: Sep 14 2015, 16:23
Сочетание «ti» всегда произносится именно как [ti]. А в таблице TS
Відправлено: Sep 14 2015, 16:53
Цитата (Мэря @ Sep 14 2015, 16:23)
Сочетание «ti» всегда произносится именно как [ti]. А в таблице TS

На рисунке присутствует не только классическое, но и средневековое произношение в определенных случаях. Чуть позже добавлю это уточнение в лекцию, дабы не возникало проблем с пониманием.
Відправлено: Sep 14 2015, 17:20
Цитата (DonVishenka @ Sep 14 2015, 16:53)
На рисунке присутствует не только классическое, но и средневековое произношение в определенных случаях. Чуть позже добавлю это уточнение в лекцию, дабы не возникало проблем с пониманием.

понятно. спасибо за ответ )
Відправлено: Sep 25 2015, 09:54
Профессор, остались вопросы по поводу теста...
Было ощущение, что во втором вопросе нет правильной формулировки ответа :hmmmmm:
Відправлено: Sep 25 2015, 11:27
Shiva, отправил сову, где разъяснил Вашу ошибку в тесте.
Відправлено: Sep 25 2015, 13:31
профессор, можно тоже узнать свою ошибку в тесте ?
Відправлено: Sep 25 2015, 14:28
Мэря, и Вам сову отправил :)
Відправлено: Sep 30 2015, 09:04
и мне ошибочку в тесте можно пояснить? :witch_cat:
Відправлено: Oct 18 2015, 22:02
Lana del Rav, сова отправлена =)
Відправлено: Oct 18 2015, 22:05

  i  

Наблюдая за тем, как никто на данный момент не смог набрать максимальный балл в тесте по этой лекции, я подумал и решил предложить следующее: дабы повысить желание и интерес учеников, тем, кто наберет максимальный балл по тесту ко второй лекции на моем предмете, я вручу подарок-приз. Какой - узнаете тогда, когда получите максимальный балл.

Будьте внимательнее, тест не такой уж и сложный!

:morning:


Відправлено: Nov 21 2015, 07:11
Цитата
Видите, как сильно повлиял греческий язык в своей время на имперский римский латинский!

в своё время, профессор
Відправлено: Dec 17 2015, 16:55
RainbowSun, спасибо, исправил =)
Відправлено: Dec 19 2015, 18:57

  i  

Подарочки за тест на 25 баллов высланы! :morning:

0 Користувачів переглядають дану тему ( Гостей і Прихованих Користувачів)
Користувачів:

Сторінки: (2)  [#] 1 2 . Ошибка! Закрита тема Нова тема

 



[ Script Execution time: 0.2172 ]   [ 34 queries used ]   [ GZIP ввімкнено ]   [ Time: 04:19:49, 03 May 2024 ]





Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP