*Поддерживая свою старую традицию, мисс Вагнер уже сидела в аудитории и ждала прихода учеников. Погода радовала: чистое небо и теплое солнышко, которое согревало своими лучиками прохладную аудиторию. Пока сонные ученики проходили в класс, профессор внимательно проверяла работы первого курса, который только приступал к познанию азов нового для себя предмета. Лишь звон колокола, который почему-то звучал громче обычного, оторвал её от этой ответственной работы.* - Доброе утро всем. Мы с вами уже рассмотрели историю развития астрономии, ознакомились с основными законами, которым подчиняется все во Вселенной. Сегодня у нас весьма интересная тема, которая, так или иначе, интересует каждого. Хочу сказать, что именно эту лекцию я ждала с нетерпением, так как тема создания нашего мира и Вселенной будоражит сознание каждого человека. Если же вы не относитесь к таковой группе, то я с радостью попробую заинтересовать каждого присутствующего на сегодняшней лекции.
Ученые–астрономы считают, что Солнце, планеты и большая часть астероидов, комет, а также спутников, составляющих Солнечную систему,
возникли одновременно, из одного вращающегося облака пыли и газа. Ах да, все это началось вскоре после Большого взрыва, который, собственно, и сформировал Вселенную посредством её расширения.
Более 4,5 миллиардов лет назад огромнейшее
газопылевое облако на месте нашей будущей галактики стало уплотняться и сплющиваться, превращаясь в громадный вращающийся диск. Облако продолжало сжиматься, и скорость его вращения увеличивалась. Вскоре центр вращающегося облака сколлапсировал,
образовав протозвезду, которая стала Солнцем, окруженную массивным и плотным кольцом пыли, газа и льда. Через несколько десятков миллионов лет на отдельных участках диска под воздействием собственной силы тяготения
стали возникать планеты. Очень скоро они сформировались полностью и приняли известные нам теперь формы и размеры.
Именно на борту Международной космической станции был получен ответ на этот вопрос. Дон Петтит экспериментировал с кристаллами соли и сахара в условиях невесомости. Благодаря этому простейшему эксперименту был постигнут процесс формирования новых планет из космической пыли. Все частички (сахар и соль), которые он добавил в пакетики для хранения жидкости (которые потом надул), начали лепиться друг к другу, образуя комки. Точно так же в условиях космической невесомости частички пыли не витают по одной, а соединяются вместе. Вот так из космической пыли образуются гигантские планеты. |
Сперва все планеты располагались плотно вокруг Солнца, а за ними – огромное облако астероидов из камней и льда. Затем, приблизительно 3,9 миллиарда лет назад, во внешних слоях системы произошли важные изменения.
Орбиты движения самых больших планет Солнечной системы, Юпитера и Сатурна, вокруг Солнца стали синхронизироваться. Затем их общая
сила тяготения сорвала Уран и Нептун с прежних орбит и отбросила во внешние слои системы, прямо в гигантское облако астероидов. Эти планеты врезались в астероиды, как два гигантских шара, разбрасывая во все стороны камни и лед и обрушивая тысячи астероидов и комет на планеты во внутренних слоях системы. На протяжении последующих 100 миллионов лет эти кометы и астероиды бомбардировали Марс, Землю, Венеру и Меркурий, изменяя их атмосферы и орбиты. Возможно, именно это событие
запустило механизмы возникновения жизни на Земле. - Теперь же мы можем плавно переходить к гипотезам возникновения жизни, которые, наверное, никогда не будут полностью доказаны или же опровержены. Самое главное законспектируйте, так как вам предстоит делать домашнее задание.
*Рената радостно подняла со стола волшебную палочку, наконец-то дождавшись момента наглядной демонстрации собственных слов. Она направила её на доску и едва слышно что-то прошептала. Теперь ученики могли увидеть картинки, которые по ходу слов профессора сменялись.* - Из главных магловских гипотез возникновения жизни на Земле следует знать:
1. Креационизм.
2. Самопроизвольное зарождение.
3. Теория стационарного состояния
4. Панспермия
5. Биохимическая эволюция Гипотеза | Основные положения |
Креационизм | 1. В основе возникновения жизни лежит сверхъестественное событие. 2. Распространенное понятие в религиозных учениях – существование Бога (как творца мира и первых людей).
|
Гипотеза | Основные положения |
Самопроизвольное зарождение | 1. Существовало понятие «лестница природы», которая объединяла все организмы в непрерывный ряд. 2. В некоторых частицах вещества есть «активное начало», которое при определенных условиях может дать живой организм.
|
Гипотеза | Основные положения |
Гипотеза стационарного состояния | 1. Земля существовала вечно. 2. Виды существовали вечно (либо меняли численность, либо вымирали).
| |
Гипотеза | Основные положения |
Панспермия | 1. Не дает четких объяснений возникновения жизни. 2. Жизнь могла возникнуть в разных уголках нашей Галактики или Вселенной. 3. Органические вещества были занесены на Землю метеоритом или кометой. 4. Лишь переносит проблему в другое место во Вселенной.
|
Гипотеза | Основные положения |
Биохимическая эволюция | 1. Формирование атмосферы, земной коры и условий жизни происходило постепенно, благодаря конденсации, удерживанию, соединению различных элементов и веществ. 2. Энергию для реакций синтеза давала солнечная радиация
|
*Звон колокола бодро оповестил о завершении лекции, поэтому профессор лишь пожала плечами.*
- Увы, но на этом все. Многого не успела сказать, но самое главное вы сегодня услышали. Очень надеюсь, что вы хорошенько поработаете над домашним заданием и во всем разберетесь. Двери моего кабинета всегда для вас открыты. Жду с нетерпением ваших домашних работ.