Модератори: Supernova.

  Ошибка! Закрита тема Нова тема

 

Роза ветров

, Практика. Все курсы

Роза ветров

(Магическая география)
*В это солнечное утро в классе Магической географии собралось довольно много народа. Студенты весело болтали и рассаживались на места.
У каждого на парте было приготовлено по три больших листа. Первые два были пустыми, в клетку, а на третьем содержалась объёмная таблица со сведениями о температуре, влажности, давлении, направлении ветра и другими параметрами погоды, зафиксированной в Хогсмиде несколько лет назад. Некоторые дети с интересом стали рассматривать данные.
В углу же, рядом с доской, где стоял большой глобус, столпились первокурсники, разглядывая движущиеся картинки на его поверхности. Жуткие циферки из таблицы их вряд ли сейчас интересовали.
Миранда сидела за своим столом и внимательно проверяла пергамент с домашней работой отнюдь не самого прилежного ученика. Вся бумага была усеяна пометками и замечаниями. Вздохнув, женщина поставила внизу листа отметку, и по движению руки было понятно, что она похожа на «Тролля».*


– Мистер Финчес, ваша работа оставляет желать лучшего. Советую вам подучить материал.

*Сказала Миранда, подозвав к себе мальчика и отдав ему проверенную работу. Тот грустно вздохнул и поплёлся на своё место. А меж тем в коридоре раздались удары колокола.*

– Доброе утро. Быстренько прибираемся на парте и начинаем занятие.
Итак, сегодня мы не будем говорить о волшебных местах или об историях, связанных с ними. Тема нашего урока будет напрямую перекликаться с географией и смежными с ней науками: климатологией, геологией и… геометрией. Такой занятный «сплав» дисциплин позволит нам поработать с одной из диаграмм – «розой компаса», больше известной как «роза ветров».

*Пропустив мимо ушей недовольные «ууу», доносящиеся с задних парт, Миранда подошла к доске и взмахнула волшебной палочкой.*

Роза ветров


– Для начала запишем определение. Роза ветров – это векторная диаграмма, которая отображает режим ветра на определённой территории. Строится она на основании данных многолетних или многодневных наблюдений. Диаграмма представляет собой «звезду», из центра которой выходят лучи, соответствующие сторонам горизонта. Роза ветров позволяет определить преобладающее направление ветра на определённой территории за определённый промежуток времени.
Для чего строят такие диаграммы? Для того, чтобы определить наиболее подходящее место для строительства аэродромов, автомагистралей, жилых комплексов, промышленной зоны, а также для решения множества хозяйственных задач: расположения лесопарковых зон, сохранения экологии и т.д.

8 лучей (лепестковая)
user posted image
16 лучей
user posted image
360 лучей
user posted image


– Видов «розы ветров» существует множество. Самый простой вариант – это вид 4-х лучевой звезды, где каждый луч будет соответствовать четырём основным сторонам света: север, юг, запад, восток. Можно изобразить 8-и лучевую звезду, где к основным направлениям добавятся ещё четыре промежуточных: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток. Можно составить 16-ти лучевую звезду, а можно даже 360-ти лучевую. Всё зависит от того, с какой целью вы составляете данную диаграмму. Если вам нужны примерные, не очень точные сведения, то хватит 4-х или 8-и лучевой диаграммы. Но если вам требуется подробный анализ режима ветра на конкретной территории, то стоит работать с многолучевыми диаграммами. Чем больше лучей, тем точнее сведения.

*Убрав с доски изображения диаграмм, Миранда взяла в руки мел. Студенты насторожились.*

– О географии мы поговорили, теперь переходим к геометрии. Сейчас мы все вместе попробуем создать простую 8-ми лучевую диаграмму на основе заранее приготовленных данных.

Первое действие. Положите перед собой пустой лист в клетку, найдите середину листа. Чертить мы начнём из центра, чтобы хватило места со всех сторон. Наша задача – подготовить «поле» для работы. И для этого необходимо начертить координатную плоскость. Те, кто не умеет этого делать, смотрит на доску и повторяет за мной. Нужно нарисовать две прямые линии, перпендикулярные друг к другу, то есть пересекающиеся под прямым углом. Точкой пересечения должен являться центр вашего листа – это ноль координат. Подпишем направления: вверху – север (С), внизу – юг (Ю), слева – запад (З), справа – восток (В). Таким образом, прямая «запад-восток» – это ось Х, а прямая «север-юг» – ось Y.

*Все свои действия профессор демонстрировала на доске.*

Второе действие. Добавим к этим направлениям промежуточные. Для этого делим каждый из четырёх прямых углов ровно пополам, т.е. по 45 градусов. Подписываем новые линии соответственно северо-запад (СЗ), северо-восток (СВ), юго-запад (ЮЗ) и юго-восток (ЮВ).

Третье действие. На каждом из восьми полученных лучей отложим несколько равных отрезков. Отрезок равен одной клеточке, которая будет условно обозначать одни сутки наблюдения. Отрезки должны быть равными. На листе в клетку это особенно удобно делать.

*Пока ребята рисовали деления, Миранда прохаживалась между партами и корректировала работу, отвечала на возникшие вопросы. Так прошло минут пять.*

– Итак, «поле» мы подготовили. Самое время обратиться к листкам с таблицей, которые лежат перед вами на партах.

Четвёртое действие. Знакомство с данными из таблицы. Сейчас нужно найти столбик, в котором указано направление ветра. Исходя из предложенных сведений, мы будем выполнять одинаковые команды:
а) читаем каждую строчку по порядку;
б) смотрим значение в ячейке;
в) откладываем по одному делению на том луче, название которого указано в ячейке.

Приведу пример. Читаю первую строчку: в первый день мая направление юго-восточное. Значит, я откладываю на луче «Юго-восток», начиная от центра (от ноля) единицу (одно деление). Ставлю там пометку. Затем смотрю на вторую строчку. Второго мая направление ветра было северо-западное. Значит, я откладываю на луче «Северо-запад» единицу (одно деление). И так далее.

Таблица №1
user posted image


– А если в таблице написано «штиль»? Как быть тогда?

*Полюбопытствовала одна студентка.*

– Это значит, что ветра в этот день не было. Он не дул ни с какой стороны. Значит, отметок не нужно ставить ни на одном луче, либо поставить отметку в точке «ноль», в начале всех координат.

*Миранда дала на работу несколько минут. Большинство ребят успели сделать пометки на координатной плоскости, а другим ничего не оставалось, как поторапливаться.*

– Итак, завершающий этап. Пятое действие. Оформление диаграммы. Чтобы получилась диаграмма, нужно последовательно соединить непрерывной линией все конечные точки на всех лучах. Получившийся многоугольник будет давать наглядное представление о том, с какой стороны ветер дует чаще и сильнее, а с какой – слабее и реже.

Таблица №2
user posted image


*Песочные часы, которые стояли на преподавательском столе, отсчитали ровно половину занятия.*

– Итак, мы только что на примере рассмотрели создание «розы ветров» – диаграммы, которая отображает характер ветра, преобладавшего в мае 2006 года в Хогсмиде. Надеюсь, как её строить, всем понятно.

Что ж, тогда с этой минуты у вас начинается самостоятельная работа. Теперь вы сами должны построить диаграмму, уже без моей помощи, основываясь на данных из Таблицы №3, которая будет висеть на доске. Это задание вы будете выполнять на втором листе в клетку, который и сдадите мне в конце урока. Не забудьте подписать свою работу. Удачи!

Таблица №3
user posted image


*Студенты принялись за чертёжные работы, часто поглядывая на доску. Профессор курсировала между парт, помогая ребятам, и время пролетело очень быстро.
Вскоре послышались удары колокола, а на столе у Миранды выросла приличная стопка студенческих работ, которые предстояло проверить.*

Задания

(Контрольная работа)
  1. Самостоятельное построение диаграммы «роза ветров».
    Пришлите изображение диаграммы, составленной на основе данных из Таблицы №3. (за правильно составленную «розу ветров» вы получите 40 баллов)
    Подсказка:
    а) диаграмму можно нарисовать от руки на листке бумаги в клетку, а затем отсканировать/сфотографировать и прислать, как картинку (следите за качеством вашего снимка, потому что если оно будет плохое, то я не смогу объективно оценить вашу работу);
    б) диаграмму можно нарисовать в любом графическом редакторе и прислать, как картинку;
    в) желающие поработать в программе Excel могут создать в ней таблицу, подобную той, что есть в Таблице №2 из лекции, а затем на её основе построить диаграмму (вид «лепестковая»), сделать её скрин и прислать, как картинку.
  2. Сделайте вывод о режиме направления ветра на данной территории, т.е. напишите, с какой стороны ветер дул чаще, а с какой – реже. (не менее 300 символов, 10 баллов).
  3. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)

Дополнительные задания

    1. Творческое задание. Постройте «розу ветров» по заданным параметрам для:
      а) Лондона
      б) за февраль месяц.
      Вы должны прислать таблицу с указанием направления ветра за указанный месяц, а также саму диаграмму (изображение), построенную на основе данных из вашей таблицы.
      Таблица оценивается в 10 баллов, диаграмма – в 15 баллов.
      Подсказка: все данные вы должны придумать сами. Они могут быть любыми, но вполне естественными для города, находящегося в северном полушарии, в определенный период года. Условимся, что год не високосный, и в феврале 28 дней.
    1. Творческое задание. Постройте «розу ветров» по заданным параметрам для:
      а) Годриковой Впадины
      б) за июнь месяц.
      Вы должны прислать таблицу с указанием направления ветра за указанный месяц, а также саму диаграмму (изображение), построенную на основе данных из вашей таблицы.
      Таблица оценивается в 10 баллов, диаграмма – в 15 баллов.
      Подсказка: все данные вы должны придумать сами и занести их в таблицу. Они могут быть любыми, но вполне естественными для города, находящегося в зоне умеренного климата, в определенный период года. Помните, что в июне 30 дней.
    1. Ролевой отыгрыш выполнения практической части урока по самостоятельному составлению «розы ветров» на основе Таблицы №3. Опишите ваши действия и рассуждения. (не менее 1500 символов)
    1. Сочинение. Почему чем больше лучей в диаграмме, тем точнее сведения? В какой ситуации вам понадобится 4-х лучевая «роза ветров», а в каком – 360-ти лучевая? (не менее 1200 символов)
  1. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Показать все комментарии
Supernova
Відправлено: Jun 14 2014, 12:36
Offline

My heart is lost between the stars
*********
Стать:
Великий магістр I
Вигляд: --
Група: Викладачі Гоґвортсу
Повідомлень: 6580
Користувач №: 48370
Реєстрація: 11-June 09






 M 

Контрольная работа открыта.
Добро пожаловать!

До сдачи допускаются лишь те студенты,
кто сдал основы по всем лекциям для своего курса не менее, чем на 10 баллов.




  !  

Лекция проверена корректором.


^
0 Користувачів переглядають дану тему ( Гостей і Прихованих Користувачів)
Користувачів:

Ошибка! Закрита тема Нова тема

 



[ Script Execution time: 0.1715 ]   [ 22 queries used ]   [ GZIP ввімкнено ]   [ Time: 23:11:31, 19 Apr 2024 ]





Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP