Ошибка! Закрита тема Нова тема

 

Вводная лекция (часть I)

, для 1 курсов

Лекция 1. Введение в Астрономию (часть I).

(Астрономия)
*Школьный колокол уже прозвенел, но в аудитории преподавателя все не было. За окном моросил дождь, мерно постукивая каплями по стеклу. Класс, где проходил урок, освещался тремя большими магическими светильниками, что делало его очень светлым и уютным. А гудящий в огромном камине огонь не давал ученикам замерзнуть. Спустя несколько минут они наконец-то смогли увидеть нового преподавателя, которым оказалась молодая волшебница. Забежав в класс, она быстро положила на стол книги, которые крепко прижимала к груди, и улыбнулась.*

Прошу прощения. Все никак не могла найти кабинет, а всему виной эти заумные расписания! Ничего не поймешь! Меня зовут Рената Вагнер, я буду преподавать у вас курс Астрономии. Ну что же, давайте приступим к рассмотрению материала нашей сегодняшней лекции. Она будет в какой-то мере вступительной, в ней мы затронем некоторые азы этой прекрасной науки. Что же изучает астрономия? Астрономия — наука о космических объектах и небесных явлениях, короче говоря, исследование неба. Сейчас в руках маглов есть телескопы, обсерватории и спутники, а раньше вся эта красота была более чем загадкой. Теперь ведь никто не отрицает того, что Земля круглая, а раньше соображения ученых были иными. И сразу вас предупреждаю... Многие начинают путать астрономию и астрологию, но это огромная ошибка. И астрономия, и астрология включают в себя наблюдение за звездами. Но на этом их сходство заканчивается. Ученые–астрономы изучают звезды, чтобы расширить знания о Вселенной, а астрологи по звездам предсказывают будущее. Хотя астрология появилась раньше астрономии и некоторое время они развивались параллельно, все же это разные понятия. Астрономы наблюдают за звездами, планетами и другими небесными телами, чтобы больше узнать о Вселенной и её законах. Надеюсь все уловили разницу, и никто в домашних работах ошибок делать не будет.

Как же формировались знания о Вселенной? В формирование астрономии как науки внесли вклад ученые многих культур. Можно даже сказать, что системы наблюдения за звездами использовавшиеся древними вавилонянами, египтянами и греками («которые» отсылают к «звездам», находящимся ближе), были самыми точными на то время. А открытия, сделанные средневековыми учеными Азии и Среднего Востока, широко используются и в настоящее время. Вавилоняне — народ, который жил более 5000 лет назад на территории современного Ирака — внесли свой вклад в развитие астрономии, проводя сложные математические расчеты, отмечая время восхода и заката солнца. Это позволило составить один из первых календарей.

Древние греки к первому веку нашей эры создали теории о том, как движутся Солнце, Луна, а также другие планеты и звезды. Они представляли землю плоским диском, который окружен недоступным для человека морем. И хотя их теории были не совсем верными, они открыли дорогу новым, более точным исследованиям. Параллельно с греками китайские астрономы занимались составлением первой в мире карты звездного неба. С помощью достоверных вычислений они смогли создать часы, предсказывать затмение солнца, вычислять траекторию движения комет. Это было большим прорывом для того времени. Но не многим известно, что именно арабские ученые дали нам большую часть знаний по астрономии. Племена и народы исламского мира наблюдали за звездами с незапамятных времен. Сначала это было необходимо для передвижения по пустыням. Затем наблюдение за звездами помогало определить правильное время для молитвы. Арабские астрономы составили свои собственные календари и звездные карты. Древние индийцы представляли Землю в форме полусферы, которая стоит на четырех слонах, черепахе и змее. Сейчас все эти предположения кажутся смешными и неимоверно глупыми, но на то время это было достижением. Большие открытия всегда происходят из малых и требуют много времени, а у людей той эпохи и возможности были скудными.

Древнеиранские народы
Древние греки
Древние индийцы
Жители Вавилона
user posted image user posted image user posted image user posted image

Некоторое время людям было легче представлять себе модель Солнечной системы, в центре которой находится Земля. К тому же такой образец казался наиболее правдоподобным. Действительно, ведь нам кажется, что это Солнце и Луна движутся по небу, а Земля стоит на одном месте.

Пифагор Самосский (VI век до н.э.) первым из всех исследователей высказал предположение, что Земля шарообразна. Его рассуждения были основаны на свидетельствах моряка, который совершил множество плаваний по Средиземноморью. Аристотель (IV век до н.э.) первым предоставил доказательства того, что Земля имеет форму шара. Он заметил, что тень, которая падает от Земли на Луну, всегда круглая. Корабли, которые отходят от берега, не постепенно пропадают из поля зрения, а мгновенно исчезают за горизонтом. Но самым важным доказательством было наблюдение за звездами, так как некоторые из них можно было увидеть только из определенных частей Земли. Аристотель предложил модель Вселенной, в которой Земля находится внутри приблизительно 50 вращающихся прозрачных сфер. Земля в центре, а над ней располагается внешний вкладыш с Луной. Луна как бы вставлена в стенку невидимой сферы, поэтому, когда она вращается, Луна начинает двигаться вместе с ней. Следовательно, всем и каждому было понятно, что Луна вращается вокруг Земли. За вкладышем с Луной был следующий — с Меркурием. После него — вкладыш, содержащий Венеру, а за ним — Солнце. Далее располагались вкладыши с Юпитером, Сатурном и «неподвижными» звездами. До открытия телескопа было еще 2000 лет, поэтому Уран, Нептун и Плутон были еще не открыты. Несмотря на всю прелесть модели Аристотеля, у нее были серьезные недостатки: планеты вели себя не так, как должны были. Клавдий Птолемей (II век н.э.) продолжил учение Аристотеля и предположил, что все небесные тела кружат вокруг Земли, в том числе и Солнце. Но в центре модели все так же располагалась Земля.

user posted image


Николай Коперник (1473–1543) предположил, что в центре Солнечной системы стоит Солнце, а вокруг него, по круглым орбитам, кружат другие планеты.
Иоганн Кеплер (1571–1630) правильно установил ошибку Коперника. На самом деле планеты движутся вокруг Солнца по орбитам, напоминающим сплюснутый круг. Такая модель была просто идеальной. Кеплер даже смог рассчитать скорость движения и траекторию каждой планеты по отношению к Солнцу.
Кто же придумал первый оптический телескоп, благодаря которому были проведены все последующие исследования? В магловском мире существует множество споров по этому поводу, но стоит вспомнить Галилео Галилея (1564–1642). Только он сумел сделать то, что до него не смог никто, — увидеть фазы Венеры, увидеть рельеф поверхности Луны и структуру Млечного пути. И это тоже далеко не все. В один прекрасный день Галилей направил телескоп на Юпитер и заметил, что вокруг него вращается четыре спутника. И это было очень важно! Так как прежде единственной планетой со спутником — Луной — считалась Земля. Ведь раньше считали, что все вращается вокруг земли, а теперь выяснилось, что и вокруг других планет вращаются другие небесные объекты. Значит, Земля все же не являлась центром мироздания.

Сейчас мы действительно знаем, что Земля — третья от Солнца, пятая по своим размерам в Солнечной системе и пока единственная планета, на которой существует жизнь. Земля действительно вращается вокруг Солнца, делая полный оборот за 365,26 солнечных суток. И это еще далеко не полный список. Я более чем уверена, что мы никогда не сможем разгадать и изучить происхождение небесных тел и измерить величину космоса. Как видите, есть вещи, которые не под силу даже волшебникам. На сегодня все.
*Мисс Вагнер взмахнула волшебной палочкой и на доске появилось домашнее задание.*

Задания

  1. Назовите не менее трех доказательств, которые позволили ученым древности предположить, что Земля имеет шарообразную форму.
  2. Допишите пропущенные слова:
    а) ... первым высказал предположение о шарообразности Земли;
    б) ... создал модель 50 вращающихся прозрачных сфер;
    в) ... первым разместил Солнце в центре Солнечной системы;
    г) ... окончательно развеял сомнения по поводу того, что Земля не является центром мироздания (подсказка - Юпитер).
  3. (Эта лекция только для 1 курсов)

Дополнительные задания

    1. Сочинение-рассуждение. Сравните между собой возможности ученых современности и прошлого. Как думаете, что ценнее для ученого - технический прогресс или кропотливый труд?
    1. Сочинение-рассуждение. Все народы прошлого внесли свой вклад в развитие астрономии. Как вы думаете, почему их открытия разнятся? Причина в приоритетах - или же сыграла роль случайность? Порассуждайте (можно предложить свой вариант).
    1. Сочинение-рассуждение. "Чтобы заглянуть на миллионы лет назад, не нужно машины времени, - достаточно поднять голову и посмотреть на звезды."
      Как вы понимаете это высказывание? Можно рассмотреть его с научной и исторической точек зрения.
    1. Задание на фантазию. Попробуйте придумать причины формирования той или иной структуры нашего мира. Почему некоторые народы видели Землю расположенной на черепахе или ките? Почему в их понимании Земля была плоской? Можете выбрать один или несколько народов.

  1. (Эта лекция только для 1 курсов)
Показать все комментарии
Савитри
Відправлено: May 12 2014, 18:01
Offline

Всеведающий
*********
Великий чародій II
Вигляд: Animagus Thunderbird
Група: Користувачі
Повідомлень: 6587
Користувач №: 12402
Реєстрація: 29-January 06





user posted image



  i  

Лекция проверена корректором - Aurora Borealis
Спасибо :wub:


^
0 Користувачів переглядають дану тему ( Гостей і Прихованих Користувачів)
Користувачів:

Ошибка! Закрита тема Нова тема

 



[ Script Execution time: 0.1614 ]   [ 22 queries used ]   [ GZIP ввімкнено ]   [ Time: 11:14:02, 27 Apr 2024 ]





Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP