Модератори: Supernova.

  Ошибка! Закрита тема Нова тема

 

Лекция 21. Кадуцей

, Все курсы

Кадуцей

(Символика)
*Погода стояла снежная. Сквозь воздушные занавески с улицы лился тёплый дневной свет.
Профессор вошла в класс вместе со звоном школьного колокола, который в очередной раз возвестил о начале урока. На волшебнице была надета белоснежная мантия с кружевным жабо и манжетами. Миранда подошла к своему столу, а затем повернулась лицом к классу.*


– Доброе утро, юные чародеи. Рада приветствовать всех тех, кто продолжает интересоваться символами и их трактовкой.
Ни для кого не секрет, что символы широко распространены в нашей жизни. Порой мы просто не замечаем их вокруг себя, потому что привыкли видеть их каждый день, и не по одному разу. Символ очень удобно использовать, так как в нём заключён краткий, но ёмкий смысл, относящийся к какому-либо понятию или процессу. Кроме этого, любой символ является ценнейшим материалом для изучения таких смежных наук, как Мифология, История волшебного мира, Тайны древних цивилизаций и даже Целительство.

*Профессор откашлялась.*

– Сегодня мы с вами поговорим о весьма распространённом символе, который, по ряду причин, в настоящее время широко известен как символ медицины. Изначально же этот знак не имел тесной связи с целительством, и его основное толкование было совершенно другим. Вернее будет сказать так: частью общего смысла этого знака была связь с медициной, но она не являлась доминирующей.
История происхождения символа, который мы сегодня изучим, уходит своими корнями в глубокую древность. Специалисты даже сейчас не могут определить истинный возраст этого символа. Жезл Гермеса или Керикийон будет являться центральной темой нашей сегодняшней лекции.

*Миранда взяла в руки мел и старательно вывела на доске тему урока, которую полагалось записать в пергаменты. Чуть ниже профессор прикрепила изображение.*

~ Кадуцей ~

user posted image

– Итак, Кадуцей. Многие из вас непременно воскресят в своей памяти образ чаши с длинной тонкой ножкой, вокруг которой обвиваются две змеи. Хочется верить в то, что вы не единожды встречали этот знак в повседневной жизни. Но задумывались ли вы о том, откуда он пришёл к нам? И почему стал обозначать именно медицинскую науку?

*Увидев кивки некоторых студентов, Миранда сделала для себя вывод, что хотя бы кто-то посещает библиотеку в поисках дополнительной информации.*

– Вижу, что некоторые из вас интересовались кадуцеем. И как результаты?

*Те, кто секунду назад кивал, вдруг замялись, и ответить никто не пожелал.*

– Что же, услышать дополнительную информацию непосредственно на уроке никому не помешает. И первое, с чего мы начнём, это с истории появления этого символа. Версий, откуда он пришёл, существует несколько, но самая распространённая из них говорит о том, что родиной кадуцея считается Древняя Греция. Кстати, именно эта страна подарила миру большинство символов, которые дошли до наших дней. Чтобы вам было проще запомнить, откуда родом кадуцей, достаточно лишь вспомнить древнегреческого бога Гермеса и его посох, в честь которого, собственно, и назвали данный символ. Из Греции кадуцей попал в Индию, оттуда – в Финикию, затем в Древний Египет, Рим, Иран и даже в доколумбовую Америку. Словом, кадуцей со временем распространился по всему Средиземноморью и за океаном, где цивилизации людей были, по большей части, языческими.

Второе, о чём я расскажу, это о богах, которые наиболее часто изображались с этим символом в руке. Во-первых, это греческий бог торговли и новостей Гермес, по-другому Асклепий, Серапис. В Древнем Риме его называли Меркурием или Эскулапом, самым мудрым из всех богов. Египетского бога, владевшего кадуцеем, звали Анубисом, финикийского – Ваалом.

Третье, и самое основное, о чём стоит упомянуть, это о толковании символа. Зачастую, чтобы правильно раскрыть смысл, приходится толковать не весь символ сразу, а брать сначала его отдельные элементы. И только после этого складывать части в цельную картинку.

*Профессор на минуту прервалась, чтобы снова взять в руки мел и начать что-то рисовать на доске. Некоторые ученики принялись делать зарисовки следом за Мирандой, хотя это было вовсе не обязательно.*

user posted image

– Итак, перед вами небольшая схема символа кадуцея. Цифра 1 указывает на вертикальный посох, по-другому называемый жезлом, осью мира или тростью. Данный элемент обозначает вертикальную связь между Небом и Землёй. Это своеобразный путь с небес на землю, которым пользовались преимущественно боги-посланцы. Он служил им для того, чтобы иметь возможность установить связь с людьми, донести какую-то важную информацию, наладить контакты с наземным миром, прибыть к людям с деловым предложением или договориться. Сама ось является символом перемирия. Всем известно, что парламентёр, то есть посланник, в любых переговорах является нейтральной стороной, которая ни в коем случае не должна быть подвергнута какому-либо воздействию. Другими словами, посланец всегда неприкосновенен. Он лишь является выразителем мнения того, кто отправил его на переговоры.
Трость также считается и символом защиты, ведь на неё можно не только опираться, но и использовать в качестве оружия. Недаром у многих магов и стражей имеются свои посохи, с одной стороны, служащие им для опоры при ходьбе, а с другой стороны – служащие дубинкой. Отсюда можно сделать вывод, что в случае нападения Гермесу будет чем ударить обидчика...

*Аудитория хохотнула.*

– Второй элемент на схеме, обозначенный цифрой 2, – это крылья. В данном случае толкование здесь простое, поскольку они связаны с воздушной стихией. В кадуцее крылья означают ещё и возможность преодолевать любые преграды. Дорога напрямик по воздуху сокращает расстояние и время. Вспомним из Мифологии то, что сандалии Гермеса (таларии) имели крылышки, а сам бог, надевая их, мог летать на большие расстояния. Не стоит забывать и о том, что Гермес – это бог посланий и вестей, поэтому в данном случае, скорость, с которой весть дойдёт до адресата, играет большую роль.

Последний элемент кадуцея, отмеченный на рисунке цифрой 3, – это весьма объёмный символ в плане своего толкования. С ним вы уже встречались на уроках Символики несколько лет назад. Как вы видите, посох обвивают две змеи. Змея считается символом мудрости и долголетия. Обратите внимание на траекторию движения змей вокруг посоха: она спиральная. Спираль означает непрерывное движение вперёд. Таким образом, спиральное движение змей можно истолковать как движение к высшей мудрости, которая приведёт к гармонии и согласию. Добавим также, что две змеи олицетворяют две противоположности, которые стремятся к соединению. Очень часто обвивающихся вокруг жезла змей ассоциируют с мужским и женским началом. В особенности такая трактовка была распространена среди алхимиков, которые говорили о процессе слияния мужского начала – серы и женского – ртути.

*Миранда взмахнула волшебной палочкой, и рисунок стёрся с доски.*

– Итак, элементы символа я пояснила. Теперь нужно соединить их в единое толкование. Запишем основные выводы.
Первое. Жезл Гермеса по своей общей сути считается неким аналогом ключа, с помощью которого можно открывать «миры»: мир богов и мир людей. Символ с подобным значением мы уже изучали: это египетский крест анкх, который часто называли «ключом к загробной жизни».
Второе. Этот символ означает взаимодействие разных сил природы друг с другом. Также он олицетворяет соразмерность, которая вносит в наш мир гармонию тела и духа. Кадуцей – это символ постоянного баланса в природе, когда разные начала, претерпевая изменения, стремятся к совершенству.
Третье. Кадуцей – это символ посредничества, которое может быть осуществлено между богом и человеком, либо между людьми.
Четвёртое. Кадуцей является символов долголетия. Возможно, отсюда пошли значения, связанные с медицинской наукой: здоровье, исцеление.

*Новые песочные часы на преподавательском столе показывали, что времени до конца урока осталось мало. И тут раздался голос одной из учениц, сидевших на второй парте.*

– Но скажите, профессор, как же всё-таки получилось так, что кадуцей стал олицетворять именно медицину?

– Очень хорошо, мисс. Для ответа на этот вопрос нам нужно переместиться в Древний Китай. Медики этой страны считали, что для полного выздоровления тела и души необходимо гармоничное слияние двух противоположностей: инь и янь. В кадуцее это две змеи. Китайская традиция изображения кадуцея, в отличие от европейской, в качестве двух противоположностей использовала мужского петуха, символизирующего разум, и женскую змею, означающую приспособленность и гибкость. Распространённой точкой зрения также было и то, что именно врачи или целители являлись посланниками богов и были способны исцелить душу и тело человека. В те далёкие времена врачей, целителей и жрецов часто изображали с кадуцеем в руках, так как верили, что они несут мудрость, данную им свыше. Особого внимания заслуживает образ петуха, который являлся предвестником утра и солнца, а значит, выздоровления. Тогда существовало поверье, будто перед рассветом мучения больного утихали, а первый крик петуха, возвещавший о наступлении нового дня, прогонял ночные кошмары, болезни и нечистую силу.

user posted image

– Начиная с 13-го века и вплоть до эпохи Возрождения, символ кадуцея стали активно использовать в качестве медицинского клише, нанося на титульные листы всевозможных медицинских трактатов. Позднее вместо посоха стали изображать чашу на тонкой ножке, вокруг которой обвивались две змеи. Чаша, в свою очередь, предназначалась для сбора яда. Если вы помните из уроков Целительства или Зельеварения, яд, в малых дозах, полезен для организма и способствует его исцелению.

Таким образом, кадуцей стал означать не столько посредничество между миром людей и миром богов, в широком смысле, сколько один из широкого спектра его толкований – медицину.

*В эту секунду раздался звонок, и у профессора не было причин задерживать учеников.*

– Наш урок подошёл к концу. Домашнее задание вы можете взять на моём столе. Жду вас на следующей лекции. До свидания.

Задания

  1. Объясните, почему на символе кадуцея есть крылья?
  2. Каким образом посох (жезл) «скрепляет» мир людей и мир богов?
    (Общий объём работы – не менее 700 символов)
  3. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)

Дополнительные задания

    1. Доклад. Римский бог Меркурий. По желанию вы можете прислать изображение.
      (Общий объём работы – не менее 1000 символов)
    1. Сочинение. Почему целителей и врачей всегда очень высоко ценят в обществе и почему эту профессию считают «даром от бога»?
      (Общий объём работы – не менее 800 символов)
    1. Сочинение. Как вы понимаете данное высказывание: «Медицинская наука добавляет годы жизни, но не добавляет жизни годам»? Так ли это?
      (Общий объём работы – не менее 800 символов)
    1. Сочинение. Вы знаете, что Гермес был богом не только вестей, но и торговли. Насколько в этом деле важна скорость доставки сообщений? Что может случиться, если она слишком медленная или слишком быстрая?
      (Общий объём работы – не менее 800 символов)
  1. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Показать все комментарии
Supernova
Відправлено: Feb 21 2013, 08:13
Offline

My heart is lost between the stars
*********
Стать:
Великий магістр I
Вигляд: Animagus Dormiens Draco
Група: Викладачі Гоґвортсу
Повідомлень: 6581
Користувач №: 48370
Реєстрація: 11-June 09






 M 

Лекция открыта до конца года.
Добро пожаловать!


^
0 Користувачів переглядають дану тему ( Гостей і Прихованих Користувачів)
Користувачів:

Ошибка! Закрита тема Нова тема

 



[ Script Execution time: 0.0883 ]   [ 22 queries used ]   [ GZIP ввімкнено ]   [ Time: 07:19:06, 03 May 2024 ]





Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP