Модераторы: Supernova, Sonata Arctica, Лжец.

  Ошибка! Закрытая тема Новая тема

 

Лекция 4. Картографическая генерализация

, Все курсы

Картографическая генерализация

(Магическая география)
*Случилось так, что первым уроком поставили именно Магическую Географию. А профессор Менотти так надеялась выспаться! После бессонной ночи, которую она провела за проверкой работ, Миранда чувствовала себя неважно.
Однако утро выдалось такое тёплое и свежее, что вскоре сонливость как рукой сняло. Со звонком школьного колокола профессор вместе со студентами бодро приступила к работе.*


– Доброе утро. Сегодня у нас с вами заключительное занятие по курсу изучения географических карт. Запишите тему урока.

Картографическая генерализация


– Итак, картографическая генерализация. Она существенно влияет на то, что именно будет изображаться на карте. Любому картографу важно знать её принципы и структуру.

Картографическая генерализация – это процесс отбора определённого материала (т.е. сведений), который будет нанесён на карту. Основная суть заключается в том, чтобы передать типичные черты региона на карте и особенности данной территории, а также взаимосвязь с другими объектами. Генерализация значительно увеличивает ценность карты, потому что в процессе отбора материала лишняя информация отбрасывается, а нужная конкретизируется и выводится на первый план.
Картографу важно показать связь тематики карты с её назначением. К примеру, если у нас возникнет необходимость изучить карту региона с позиции наличия в нём ареалов обитания волшебных существ, произрастания волшебных трав или добычи минералов и камней, то мы возьмём, естественно, не физическую карту мира, а ту, которая будет содержать в себе: 1) крупный масштаб; 2) территорию ареала обитания животных; 3) зоны раскопок по добыче камней и минералов и так далее. Т.е. мы будем искать правильно сгенерированную карту, которая бы отвечала нашему запросу.

*В надежде на то, что ученикам понятен главный термин урока, Миранда продолжила рассказ.*

– Теперь поговорим о нескольких параметрах, от которых зависит степень генерализации карты. Запишите их.

Параметры
  • Назначение карты
  • Тематика карты
  • Масштаб карты
  • Особенности изображаемой территории
– Вы знаете, что любая карта создаётся с определённой целью. Именно она задаёт назначение карты. Допустим, вы хотите изобразить на карте определённого региона все города, в которых живут только волшебники. Для чего нам такая карта? Для того, чтобы узнать о городах и их магическом населении. Больше ваша карта ничего рассказать не сможет, т.к. она более не отображает никакой информации. Это её узкоспециальное назначение.
Из назначения плавно вытекает тематика карты. В рассмотренном мною случае, карта будет относиться к тематическим, подвид – карта населения. Вспоминайте классификацию, которую учили на первом уроке.
Переходим к масштабу. Надо сказать, что генерализация в большинстве своём зависит именно от него. Почему? Потому что именно от увеличения или уменьшения изображаемой на карте территории меняется отбор объектов. Чтобы увидеть, в чём заключается этот эффект, достаточно взять несколько карт одной и той же местности, но с разным масштабом. Посмотрите на доску.

Центральная Англия
(мелкий масштаб)

user posted image
Центральная Англия
(средний масштаб)

user posted image
Центральная Англия
(крупный масштаб)

user posted image

– Перед вами наглядный пример генерализации одной и той же местности, в данном случае – центральной части промышленной Англии. В этих местах ведётся добыча руды. Первая карта демонстрирует достаточно большую территорию промышленной зоны. Здесь изображён почти целый остров. На нём чёрным прямоугольником выделена та область, которая подробно изображена на карте №2. Здесь мы видим часть суши более подробно, нежели на карте №1. Третья карта наглядно показывает нам ту часть Англии, которая на второй карте выделена всё тем же чёрным прямоугольником. Т.е. от карты к карте идёт увеличение масштаба, т.е. конкретизация географического материала. Представьте себе, что вы подносите «волшебную лупу» всё ближе и ближе в надежде рассмотреть столицу Англии – Лондон.

*Волшебница сделала остановку, предоставив ребятам возможность пофантазировать с воображаемой лупой.*

– Таким образом, масштаб играет важную роль в генерализации карт. Если нам важно показать на карте мельчайшие детали в подробностях, то мы выбираем крупный масштаб. Если же нам важно при создании карты охватить очень большую территорию, не вдаваясь при этом в детали, то мы выбираем мелкий масштаб и уделяем внимание только общим элементам. Изобразить мелкие объекты на карте с мелким масштабом мы просто не сможем.

Лично я назвала бы генерализацию в общем смысле масштабированием. Как видно из примера с картами Англии, именно от масштаба зависит всё то, что изображается на них. В зависимости от него меняется тематика карты, её назначение и отбор материала. Однако я не навязываю вам своё мнение. Вы можете считать иначе.

*После этих слов преподавательница посмотрела на вторую парту, где сидел первокурсник. Вытащив из учебника огромную физическую карту мира, он развернул её, и теперь она накрывала стол, словно скатерть. Не обращая внимания на смешки соседей, он с интересом разглядывал Англию.*

– У нас осталось ещё немного времени, которое мы посвятим изучению некоторых свойств картографической генерализации.

Свойства
  • Изменение масштаба
  • Привязка к тематическим картам
  • Изменение значков
– При изменении масштаба происходит изменение количества изображаемых объектов. Чем мельче масштаб, тем меньше объектов мы можем изобразить на карте. И наоборот, чем масштаб крупнее, тем больше объектов открывается нашему взору.
Генерализация наиболее эффективно проявляет себя в картах тематических, а не общегеографических, в силу своей разнообразности. У меня на доске висят как раз тематические карты. Если кто догадался, то это карты экономического характера.
При изменении масштаба на карте меняются и значки объектов. Если процесс генерализации идёт в сторону укрупнения, то значок, например, отдельного города, изображаемый кружком, заменяется на схему этого города, а схема, в свою очередь, на подробный план. И наоборот.

*Звонок прервал рассказ волшебницы. Сонные студенты встрепенулись, словно воробьи на ветке, и радостно зашумели. Миранда сняла с доски все карты и убрала их в чулан.*

– Очень надеюсь, что урок не прошёл даром. Домашнее задание на доске. До новых встреч.

Задания

  1. Определите назначение предложенных карт:
    А) карта драконьих заповедников
    Б) карта волшебных лесов Германии
    В) карта мест добычи алмазов в Африке
    Г) карта ледников
    Д) карта целебных озер Шотландии
    Является ли назначение каждой карты узкоспециальным?
    (не менее 400 символов, 8 баллов)
  2. Согласны ли вы с тем, что генерализация – это и есть масштабирование? (не менее 400 символов, 7 баллов)
  3. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)

Дополнительные задания

    1. Ролевой отыгрыш или сочинение. Вы пришли в отдел библиотеки, где хранятся географические карты. Ваша цель – найти такую карту, которая помогла бы вам в вашей поездке в Индию, чтобы увидеть все ее достопримечательности. Укажите не менее 3-х критериев, из которых должна быть «сгенерирована» нужная вам карта. Нашли ли вы ее? (не менее 1500 символов)
    1. Сочинение. Влияет ли масштаб карты на отбор информации? Почему? (не менее 1200 символов)
    1. Творческое задание.
      А) Найдите в библиотеке не менее 10 имен известных картографов Эпохи великих географических открытий. Перечислите их.
      Б) Все ли эти люди были географами и учеными? Если нет, то кем они были?
      В) Обязательно ли быть профессиональным географом, чтобы составлять карты?
      (общий объем – не менее 1200 символов)
  1. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Показать все комментарии

Магическая география

Тест закрыт 
Supernova
Отправлено: Sep 5 2012, 11:35
Offline

My heart is lost between the stars
*********
Пол:
Великий чародей XI
Облик: Animagus Chimaeram
Группа: Преподаватели Хогвартса
Сообщений: 6439
Пользователь №: 48370
Регистрация: 11-June 09






 M 

Лекция открыта до конца года.
Добро пожаловать!




  !  

Лекция проверена корректором.




  i  

Тест на 15 баллов.
У тех, кто сдаст основу менее, чем на 10 баллов, результаты теста будут обнулены.




  !  

Задания изменены.


^
0 Пользователей читают эту тему ( Гостей и Скрытых Пользователей)
Пользователей:

Ошибка! Закрытая тема Новая тема

 



[ Script Execution time: 0.0639 ]   [ 23 queries used ]   [ GZIP включён ]   [ Time: 13:41:03, 20 May 2022 ]