*Случилось так, что первым уроком поставили именно Магическую Географию. А профессор Менотти так надеялась выспаться! После бессонной ночи, которую она провела за проверкой работ, Миранда чувствовала себя неважно.
Однако утро выдалось такое тёплое и свежее, что вскоре сонливость как рукой сняло. Со звонком школьного колокола профессор вместе со студентами бодро приступила к работе.*– Доброе утро. Сегодня у нас с вами заключительное занятие по курсу изучения географических карт. Запишите тему урока.
Картографическая генерализация
– Итак, картографическая генерализация. Она существенно влияет на то, что именно будет изображаться на карте. Любому картографу важно знать её принципы и структуру.
Картографическая генерализация – это
процесс отбора определённого материала (т.е. сведений), который будет нанесён на карту. Основная суть заключается в том, чтобы передать типичные черты региона на карте и особенности данной территории, а также взаимосвязь с другими объектами. Генерализация значительно увеличивает ценность карты, потому что в процессе отбора материала лишняя информация отбрасывается, а нужная конкретизируется и выводится на первый план.
Картографу важно показать связь тематики карты с её назначением. К примеру, если у нас возникнет необходимость изучить карту региона с позиции наличия в нём ареалов обитания волшебных существ, произрастания волшебных трав или добычи минералов и камней, то мы возьмём, естественно, не физическую карту мира, а ту, которая будет содержать в себе: 1) крупный масштаб; 2) территорию ареала обитания животных; 3) зоны раскопок по добыче камней и минералов и так далее. Т.е. мы будем искать
правильно сгенерированную карту, которая бы отвечала нашему запросу.
*В надежде на то, что ученикам понятен главный термин урока, Миранда продолжила рассказ.*– Теперь поговорим о нескольких
параметрах, от которых зависит
степень генерализации карты. Запишите их.
Параметры- Назначение карты
- Тематика карты
- Масштаб карты
- Особенности изображаемой территории
– Вы знаете, что любая карта создаётся с определённой целью. Именно она задаёт
назначение карты. Допустим, вы хотите изобразить на карте определённого региона все города, в которых живут только волшебники. Для чего нам такая карта? Для того, чтобы узнать о городах и их магическом населении. Больше ваша карта ничего рассказать не сможет, т.к. она более не отображает никакой информации. Это её узкоспециальное назначение.
Из назначения плавно вытекает
тематика карты. В рассмотренном мною случае, карта будет относиться к тематическим, подвид – карта населения. Вспоминайте классификацию, которую учили на первом уроке.
Переходим к
масштабу. Надо сказать, что генерализация в большинстве своём зависит именно от него. Почему? Потому что именно от увеличения или уменьшения изображаемой на карте территории меняется отбор объектов. Чтобы увидеть, в чём заключается этот эффект, достаточно взять несколько карт одной и той же местности, но с разным масштабом. Посмотрите на доску.
Центральная Англия (мелкий масштаб) | Центральная Англия (средний масштаб) | Центральная Англия (крупный масштаб) |
– Перед вами наглядный пример генерализации одной и той же местности, в данном случае – центральной части промышленной Англии. В этих местах ведётся добыча руды. Первая карта демонстрирует достаточно большую территорию промышленной зоны. Здесь изображён почти целый остров. На нём чёрным прямоугольником выделена та область, которая подробно изображена на карте №2. Здесь мы видим часть суши более подробно, нежели на карте №1. Третья карта наглядно показывает нам ту часть Англии, которая на второй карте выделена всё тем же чёрным прямоугольником. Т.е. от карты к карте идёт увеличение масштаба, т.е. конкретизация географического материала. Представьте себе, что вы подносите «волшебную лупу» всё ближе и ближе в надежде рассмотреть столицу Англии – Лондон.
*Волшебница сделала остановку, предоставив ребятам возможность пофантазировать с воображаемой лупой.*– Таким образом, масштаб играет важную роль в генерализации карт. Если нам важно показать на карте мельчайшие детали в подробностях, то мы выбираем крупный масштаб. Если же нам важно при создании карты охватить очень большую территорию, не вдаваясь при этом в детали, то мы выбираем мелкий масштаб и уделяем внимание только общим элементам. Изобразить мелкие объекты на карте с мелким масштабом мы просто не сможем.
Лично я назвала бы генерализацию в общем смысле
масштабированием. Как видно из примера с картами Англии, именно от масштаба зависит всё то, что изображается на них. В зависимости от него меняется тематика карты, её назначение и отбор материала. Однако я не навязываю вам своё мнение. Вы можете считать иначе.
*После этих слов преподавательница посмотрела на вторую парту, где сидел первокурсник. Вытащив из учебника огромную физическую карту мира, он развернул её, и теперь она накрывала стол, словно скатерть. Не обращая внимания на смешки соседей, он с интересом разглядывал Англию.*– У нас осталось ещё немного времени, которое мы посвятим изучению некоторых
свойств картографической генерализации.
Свойства- Изменение масштаба
- Привязка к тематическим картам
- Изменение значков
– При
изменении масштаба происходит изменение количества изображаемых объектов. Чем мельче масштаб, тем меньше объектов мы можем изобразить на карте. И наоборот, чем масштаб крупнее, тем больше объектов открывается нашему взору.
Генерализация наиболее эффективно проявляет себя в
картах тематических, а не общегеографических, в силу своей разнообразности. У меня на доске висят как раз тематические карты. Если кто догадался, то это карты экономического характера.
При изменении масштаба на карте
меняются и значки объектов. Если процесс генерализации идёт в сторону укрупнения, то значок, например, отдельного города, изображаемый кружком, заменяется на схему этого города, а схема, в свою очередь, на подробный план. И наоборот.
*Звонок прервал рассказ волшебницы. Сонные студенты встрепенулись, словно воробьи на ветке, и радостно зашумели. Миранда сняла с доски все карты и убрала их в чулан.*– Очень надеюсь, что урок не прошёл даром. Домашнее задание на доске. До новых встреч.
Задания
- Определите назначение предложенных карт:
А) карта драконьих заповедников
Б) карта волшебных лесов Германии
В) карта мест добычи алмазов в Африке
Г) карта ледников
Д) карта целебных озер Шотландии
Является ли назначение каждой карты узкоспециальным?
(не менее 400 символов, 8 баллов) - Согласны ли вы с тем, что генерализация – это и есть масштабирование? (не менее 400 символов, 7 баллов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Ролевой отыгрыш или сочинение. Вы пришли в отдел библиотеки, где хранятся географические карты. Ваша цель – найти такую карту, которая помогла бы вам в вашей поездке в Индию, чтобы увидеть все ее достопримечательности. Укажите не менее 3-х критериев, из которых должна быть «сгенерирована» нужная вам карта. Нашли ли вы ее? (не менее 1500 символов)
- Сочинение. Влияет ли масштаб карты на отбор информации? Почему? (не менее 1200 символов)
- Творческое задание.
А) Найдите в библиотеке не менее 10 имен известных картографов Эпохи великих географических открытий. Перечислите их.
Б) Все ли эти люди были географами и учеными? Если нет, то кем они были?
В) Обязательно ли быть профессиональным географом, чтобы составлять карты?
(общий объем – не менее 1200 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)