– Прошу вас, не удивляйтесь, что мы с вами пришли в наш старый-добрый знакомый Большой Зал. Наверняка, каждый из вас, придя сюда в первый раз, обращал внимание на его красоту. Те, кто сейчас учится на четвёртом и старше курсах и ходил на мои первые лекции, помнят, что я рассказывала о витражах и в том числе упоминала о витраже в Большом Зале.
*Ольга махнула рукой в сторону стола преподавателей, где за ним находился огромный красивый витраж с гербом Хогвартса.*– Но сегодня не он будет темой нашей беседы. Мы поговорим о более впечатляющем произведении искусства нашего любимого замка...
*В то же время за закрытыми дверями Большого Зала раздался стук каблуков. Да, этот стук был отчётливо слышен, поскольку во время занятий в замке обычно царствовала тишина. Открывшаяся дверь заставила профессора де Калиостро прервать свою речь. В Большой Зал вошла профессор Синианская, придерживая руками мантию. Девушка, остановившись возле двери, пропустила группу учеников, которых привела с собой, не забыв пересчитать их как цыплят. Мало ли где они могли затеряться в полных тайн коридорах...*– Не смотрите так, дорогие! –
*улыбнулась Лоренс недоумевающим детям.* – Туда мы пришли, туда.
*В Большом Зале было пустынно, поскольку рассчитан он был на большее количество посетителей и две группы учеников запросто помещались за одним из факультетских столов.*– Ну, здравствуйте, коллега! –
*Лоренс вплотную подошла к мисс де Калиостро.* – Я смотрю, Вы начали без меня?
* На появление коллеги Ольга улыбнулась и слегка пожала пальцами её руку, когда та подошла вплотную.*– Добрый день, мисс Синианская. Да, была вынуждена, Вы меня уж извините. Но Вы, как истинная девушка, заставили нас ждать, поэтому я решила немного развеять скуку студентов. Что же, давайте расскажем нашим дорогим ученикам, для чего мы их здесь собрали?
*Она лукаво улыбнулась Лоренс и повернулась к студентам, обведя взглядом ещё и новопришедших. Лоренс же пропустила мимо ушей намёк коллеги на её непунктуальность, решив не посвящать её во все обстоятельства сбора суетливых учеников и в... особенности хождения на каблуках, с которой, видимо, мисс де Калиостро знакома не была. Вместо этого она, ответив на рукопожатие Ольги, также повернулась к детям и, приветливо улыбаясь, обратилась к ним:*– Дорогие ученики, собрали мы вас здесь для того, чтобы вы тихонько посидели, пока мы с мисс де Калиостро обсудим новинки моды!
*Профессор де Калиостро укоризненно, но не без усмешки, глянула на Лоренс и цокнула языком, снова переводя взгляд на студентов.*– Не слушайте эту коварную женщину. Хотя дай ей волю только... –
*девушка снова бросила взгляд со смешком на мисс Синианскую и продолжила.* – А поговорим мы с вами сегодня о знаменитом во всех отношениях зачарованном потолке Большого Зала. Каждый из вас в первый раз входил сюда ещё не распределившимся новичком и обращал внимание на то, как он красив, и на его способность отображать погоду снаружи.
*Ученики, словно по команде, задрали головы и стали рассматривать, как над ними собираются тучи, через которые всё реже пробиваются лучи дневного солнца.*//Коварная, говоришь? Ну, ну!// *Лоренс, внимая Ольге, которая не поддержала её невинную шутку, присела на край скамьи и тоже задрала голову, чтобы посмотреть на красоту, впечатлившую её, когда она была ещё первокурсницей. В то время волшебный потолок очаровал её, поразил своей необыкновенной магией, хотя очень скоро она перестала обращать на него внимание. А сейчас девушка уже знала, что скрывает за своими сводами этот роскошный вид, поэтому сильно он её и не впечатлил.*– Как вы знаете наверняка, –
*продолжала профессор де Калиостро, пока её коллега молчала и тоже разглядывала потолок,* - если начинаются осадки, то они также проецируются сюда, но до нас не "долетают" и рассеиваются в нескольких метрах над головами. Но уют и тепло Зал всё равно не покидают.
//Тучи? Скучно как-то...// *Профессор Синианская щёлкнула пальцами так тихо, что услышала этот щелчок лишь её коллега, которая находилась ближе всего к ней. Внезапно в Большом Зале потемнело, потолок полностью затянуло тучами, и не простыми серыми облаками, а самыми настоящими чёрными и грозовыми. Потолок надвое прорезала молния, затем ещё одна и ещё... А Лоренс с невозмутимым видом посмотрела на коллегу, ожидая от неё реакции.*– Вот сейчас, судя по всему, нас поджидает дождик, –
*с улыбкой отметила Ольга и украдкой посмотрела на профессора Синианскую.* – Знаете, в истории создания этих чар произошёл очень интересный случай...
– Ах, мисс де Калиостро, неужели вы думаете, что осадки не долетают до нас именно потому, что "рассеиваются"? –
*Лоренс не удержалась от улыбки.* – По-Вашему, материальную стихию можно вот так вот просто взять и рассеять на определённой высоте? Увы, я с вами не соглашусь. Если осадки материальны и стихия имеет место быть, то рассеять её невозможно. А если это всего лишь иллюзия, то рассеиваться нечему.
*Ольга приподняла бровь на возражение коллеги и оперлась рукой на край стола возле неё.*– Поэтому мы и решили провести данную лекцию совместно, дорогие наши, чтобы мы выяснили вопрос о магии нашего прекрасного потолка. Если заглянуть в книги об истории Хогвартса, то можно встретить именно такое объяснение. На мой же взгляд, это даже не иллюзия, а своего рода зеркальная проекция, которая не материальна. Это такой своего рода художественный ход, невинное украшение потрясающего замка. Ведь над нами есть крыша, мы не находимся под открытым небом.
– Вы правы, мы действительно собрались здесь, чтобы выяснить правду о нашем чудном потолке. У меня, как у волшебницы, знакомой со стихиями, есть своё этому объяснение, а у профессора де Калиостро, как у искусствоведа – своё. Но, право, теория с зеркальным отражением тоже не совсем вписывается в рамки существующих реалий. Хотя бы потому, что зеркальная проекция склонна искажать изображение.
*Дослушав мнение коллеги, Ольга слегка повела плечом и скромно улыбнулась.*– Тогда что же это, по-Вашему? Ведь мы не можем ощутить те осадки, которые выпадают под потолком, температурные условия также не передаются в Зал, а если бы над нами была какая-то защитная преграда, то под потолок, наверное, нельзя было бы подняться, потому что тогда защита рисковала появлением дыр, как в атмосфере.
*Блондинка развела руками в некотором недоумении и присела на край стола, не по этикету поставив ноги на скамейку. Лоренс в свою очередь поспешила пояснить свою точку зрения, при этом обращаясь и к коллеге, и к ученикам.*– Я не берусь говорить с уверенностью, поскольку то, что мы видим в Большом Зале поистине самое загадочное произведение искусства. Но вы только представьте себе: потолок Большого Зала полностью повторяет погоду извне! Как можно создать такую изменчивую, а, главное, вечную иллюзию? Я предполагаю, что мы имеем дело не с иллюзией, а со стихией. Возможно, очень давно создателем потолка Большого Зала был заключён с ней договор... и с тех пор, любые изменения в погоде видны нам здесь.
*Мисс де Калиостро в ответ на это вскинула брови и просияла, приподняв ладонь, словно привлекая к себе всеобщее внимание.*– Так вот, дорогие, о каком забавном случае я вам расскажу в связи с этим. Когда-то наш привычный Большой Зал не был таким, каким мы видим его сейчас. Конечно, он уже в далёком XV веке он был местом для трапез и торжественных мероприятий. Но такого великолепия над головой не было и в помине. И вот в 1435 году между преподавателем заклинаний Оливером Стоуном и профессором - предшественником моей коллеги - магии стихий Адольфом Прайдом произошёл спор за обедом. Мистер Стоун был уверен, что воздух не просто одна из самых непослушных стихий, - её невозможно приручить вообще. Мистер Прайд же в свою очередь, как большой любитель именно этой стихии, совершенно с ним не соглашался, на что Оливер заявил: "Вы можете запереть огонь в банку, разбить огород в кабинете, завести озеро посреди ковра, но не можете иметь небо на верёвочке!" Тогда профессор Прайд решил доказать обратное. На следующее утро обитатели школы пришли в Зал и увидели у себя над головами вместо привычного потолка самое настоящее зимнее небо... –
*Ольга помолчала, казалось бы, о чём-то задумавшись, но после паузы вновь продолжила.* – Историки утверждают, что за ночь Адольф Прайд разработал сложнейшие чары, в которых использовал ряд стихийных и транспортирующих заклинаний, но так как из-за этого было холодно, да и снег не очень радовал, то пришлось вместо этого создать схожую иллюзию, которая похожа на окно в потолке.
*Ольга усмехнулась на собственные слова, будто соглашаясь с тем, что это может оказаться полнейшей чушью. Лоренс с любопытством слушала рассказ коллеги, а когда та закончила вещать, встала со скамьи и прошла несколько вперёд.*– Странно, что у моего средневекового коллеги вообще возникла мысль доказать собеседнику, что можно покорить стихию. Особенно воздушную, –
*Лоренс внимательно посмотрела на учеников, которые должны были помнить, что воздух - это самая строптивая и свободолюбивая из четырёх стихий.* – Так вот, так как правдивость этой истории не доказана, будем опираться на свойства стихий. Итак, покорить стихию невозможно, невозможно держать небо "привязанным на верёвочке", но возможно договориться с ней, стать её союзником. Поэтому я склоняюсь к мысли, что над нами стихия, замкнутая в пространство Зала добровольно.
*Профессор де Калиостро улыбнулась на такую версию профессору Синианской, не утруждая себя такими банальностями, как правила приличия, и продолжая восседать на столе.*– Что ж, коллега, я в свою очередь склоняюсь к версии, что это лишь искусно созданная иллюзия, которая находится здесь для украшения... ну и, может, в практических целях, чтобы узнать наверняка погоду снаружи. А ещё для того, чтобы скрывать не очень симпатичные и скучные конструкции потолка.
*Лоренс улыбнулась и развела руками в знак того, что не настаивает на своей точке зрения, но и не уверена в правильности точки зрения оппонентки. Девушка, повернувшись к ученикам, указала рукой в сторону грозовых туч над их головами.*– Если сейчас пойдёт дождь, то вы это увидите, но не промокните. Стоит погоде смениться, сменятся также и декорации здесь. Во время любого праздника зал украшают воздушными шариками, фонариками и свечами, поднимая их к самому потолку, и они парят на определённой высоте, не улетают и не гаснут. Поэтому, вполне возможно, что небо над нами – искусственная иллюзия. Но иллюзия – это подобие того, что волшебник видел однажды. А как можно создать иллюзию молнии, которая каждый раз разная, притом на несколько тысячелетий?
*Будто в подтверждение словам профессора в «небе» Большого Зала сверкнула молния. Лоренс подняла взгляд вверх, а после перевела его на свою коллегу.*– Поэтому не исключено, что над нами самая настоящая стихия, которая не переступает рамки дозволенного.
– Профессор, а зачем это стихиям? – *спросил один из учеников.* – Ну, если предположить, что именно Ваша версия верна…
– Потому что стихии любят, когда ими восхищаются, и любят показывать людям своё превосходство, равно как и снисхождение!
*Профессор де Калиостро улыбнулась вопросу ученика и бросила взгляд на шатенку по соседству. Поспорить-то они ещё успеют, за ними разве дело встанет? А вот ученикам действительно стоило дать пищу для размышлений. Не всё же преподносить в разжёванном виде на блюдечке с голубой каёмочкой.*– Тем не менее, кто знает, какие чары применил создатель потолка. Может, это настолько мастерская иллюзия, что она полностью повторяет происходящее за окном. Но не будем сейчас вдаваться заново в научные споры и ходить по одному и тому же кругу.
– А если Ваша версия верна, профессор? –
*обратился к ней другой ученик из тех, кого она привела из кабинета Волшебной Истории Искусств.*– Если предположить, что верна всё же моя версия, –
*продолжая улыбаться, отозвалась волшебница,* – то я бы сказала, что создатель этого произведения искусства действительно использовал стихии для украшения Зала. Именно желание разнообразить обстановку и создать вокруг красоту толкнуло мага на мысль приручить воздух в этом помещении и тем более таким образом. Однако подтверждения ни одной из версий пока найти не удалось. Может быть, у кого-то из вас это получится?
*Блондинка подмигнула собравшимся студентам и снова обернулась к Лоренс.*– Полностью согласна, дорогая! –
*улыбнулась мисс Синианская Ольге.* – Но главное, что мы можем усвоить из этой лекции, так это то, что волшебниками стихии используются не только как мощнейшее оружие, но и как тончайший инструмент в искусстве!
– Именно так, –
*торжественно согласилась её коллега в заключение, хотя до конца урока оставалось ещё время.* – Что ж, а теперь все свободны! Но не забудьте о домашнем задании. И сильно не шумите, потому что кругом идут занятия.
*С этими многообещающими и не утешительными словами мисс де Калиостро взмахнула палочкой, отправляя каждому ученику свиток, кипу которых достала словно из ниоткуда Лоренс.*