Модератори: Supernova.

  Ошибка! Закрита тема Нова тема

 

Лекция 1. Географическая карта. Классификации карт

, Все курсы

Географическая карта. Классификации карт

(Магическая география)
*Урок профессор решила начать с демонстрации старинного напольного глобуса. Большая, в метр диаметром, модель земного шара была извлечена из недр чулана под лестницей и выставлена на всеобщее обозрение в классе рядом с доской. Пыль, накопившаяся за много лет пребывания в кладовке, была заботливо стёрта, деревянные обручи отполированы до блеска. Тут явно не обошлось без труда школьных эльфов, которых профессор Менотти попросила помочь.
Каждый вошедший в кабинет мог увидеть большую физическую карту мира, которая закрывала собой доску. Волшебница оставила на ней немного места, чтобы записать тему урока.
Ученики во время перемены рассаживались на места, и, как только прозвенел звонок, профессор начала занятие.*


– Здравствуйте. Рада видеть знакомые лица в новом учебном году. А также я рада видеть всех тех, кто пришёл в этот кабинет впервые. Искренне надеюсь, что ваша явка на урок говорит о вашей заинтересованности в географии как в науке.

*После этих слов Миранда выразительно посмотрела на галёрку, где обычно сидели те, кому нужны халявные баллы, а не тонкости предмета.*

– Для тех, кто забыл, напомню, что зовут меня Миранда Менотти. Первым делом, мне хочется обозначить наши с вами ориентиры на этот учебный год. Всё, что мы изучали в прошлом, касалось непосредственно географических мест волшебного мира. Я постаралась охватить те места, которые отчасти или же полностью были связаны с магией и историей волшебного мира. Мне хотелось показать вам разнообразие территорий, в которых когда-либо творилось волшебство. И, заметьте, все лекции, посвящённые волшебным местам, затрагивают лишь Великобританию и незначительную часть Европы. А представьте, сколько существует неизвестных нам мест, где проживают волшебники, по всему миру? Да, их сотни тысяч, и каждое – уникально.

*Профессор сделала паузу, предоставив детям осознать масштабы ситуации.*

– Как бы ни был интересен волшебный мир, нам придётся делать остановки в его изучении, чтобы уделить внимание теоретическим вопросам, ведь основы географии для мира волшебников и для мира простецов одинаковы.
В этом году мы будем изучать географию с теоретической точки зрения и более подробно рассмотрим карты и их состав.

*Подойдя к доске, женщина чуть-чуть отодвинула карту и уместила на свободной части название темы.*

Географическая карта. Классификации карт


– Сегодняшний урок будет посвящён картам и их видам.
География, как вы знаете, не может работать без карты, ведь она – это «путеводитель» по той земле, которую мы изучаем, это своеобразная «указательная стрелка», «второй язык географии», как её ещё называют. Согласитесь, что хотя бы раз в жизни вам приходилось сталкиваться с картами, а также работать с ними.
Начнём с понятия. Географическая карта – это изображение части земной поверхности или Земли в целом на плоскости с использованием специальных условных знаков. Карта в географии – это всегда уменьшённое изображение земли, которое отражает взаимное размещение элементов и связи между ними. Географическая карта может показать изменения природных явлений во времени, их развитие или перемещение относительно друг друга.
Маггловские карты, как и все изображения мира простецов, являются статичными, т.е. неподвижными. Показать изменения, происходящие с географическим объектом, можно только используя несколько карт одного и того же места в разное время. А вот изображения нашего, волшебного мира, динамичны, т.е. подвижны. Вы знаете, что картинки на наших снимках могут двигаться. Это удивительное свойство применяют и при создании волшебных карт. Таким образом, изменения во времени можно передать на одном полотне при помощи волшебства.

Но вернёмся к определению. Любая географическая карта не может быть нарисована просто так. Для её составления нужно знать три основных критерия:
Во-первых, карта строится в определенной картографической проекции, о которой мы поговорим на следующих занятиях.
Во-вторых, карта – это математическая образно-знаковая модель земной поверхности, т.к. строится она по законам математики и включает в себя работу с точными расчётами. Помимо расчётов используются условные (картографические) знаки.
В-третьих, карта всегда изображает конкретное место, именно то, которое выбрал картограф для своей работы. Явления могут конкретизироваться, т.е. изображаться подробно, крупно, или обобщаться, т.е. изображаться более мелко. Всё зависит от масштаба карты. Отбор и обобщение изображаемых объектов на карте называется картографической генерализацией. О ней мы тоже поговорим на последнем занятии.

*Миранда ходила вдоль парт, следя за тем, чтобы материал был законспектирован учениками. Затем учительница вернулась к своему столу.*

– Географическая карта – это не просто чертёж участка земной поверхности. Карта должна передавать информацию определённого типа и свойства. Карта является уникальным изобретением человечества. С помощью неё мы можем проникнуть внутрь явления или объекта, тогда как напрямую этого сделать нельзя. Мы можем увидеть на карте дно океана, хотя добраться туда подчас очень сложно. Мы можем увидеть на карте циклоны и антициклоны так, как они выглядят из космоса, хотя на самом деле в космосе нас нет. Эти возможности визуального восприятия земной поверхности предоставляют нам условные знаки и цвета, которые используются при составлении карты.
Географические карты могут объединяться в различные сборники, которые называются атласами.

*Прервав рассказ, Миранда вынула из ящика своего стола стопку тонких книжечек в мягкой глянцевой обложке. Ими оказались новенькие атласы, которые профессор взмахом волшебной палочки отправила в полёт по классу. Ученики расхватали все экземпляры буквально за пять секунд и теперь с интересом рассматривали цветные картинки гор, морей и равнин.*

Физическая карта мира
user posted image


– Я раздала вам стандартный сборник карт по физической географии. Перед вами атлас, можете полистать его.

– А глобус тоже является моделью мира?

*Спросила кудрявая первокурсница, указав на напольный макет Земли в углу.*

–Конечно, глобус – это тоже модель нашей земли. Чем отличается глобус от карты?

*Мальчик с Хаффлпаффа поднял руку, чтобы попытаться ответить на вопрос.*

– Разница в том, что карта плоская, а глобус объёмный.

– То есть, разница в форме, верно? Карта – это изображение на плоской поверхности, а глобус – изображение на сферической поверхности. Запомните, ребята, что карта относится к информационным моделям, а глобус – к натурным.

*Надеясь на то, что ученики поняли смысл её слов, профессор продолжила урок.*

– Переходим к классификациям географических карт.
Вот вы сейчас полистали атлас, посмотрели картинки, увидели расположение морей, континентов, особенности рельефа. Это всё можно увидеть на физической карте мира. Но существуют карты, отображающие не только физику земли. Видов карт очень и очень много, и каждая имеет свои особенности, свою проекцию, масштаб и условные знаки. Карту создают с определённой целью, в зависимости от того, что именно хотят показать на ней. Именно поэтому общая классификация карт очень обширна.

Классификация 1. Территориальный охват
  • Карты мира
  • Карты материков
  • Карты стран и регионов
  • Карты отдельных городов и населенных пунктов
Классификация 2. Масштаб
  • Крупномасштабные (от 1:200000 и крупнее)
  • Среднемасштабные (от 1:200000 и до 1:1000000 включительно)
  • Мелкомасштабные (мельче 1:1000000)
Классификация 3. Назначение
  • Туристические
  • Учебные
  • Научно-справочные
– Полагаю, что пояснять первые две классификации нет смысла. Они достаточно просты. Да и третья, в общем-то, тоже. Туристические карты отображают маршрут путешествия на конкретной территории. Они созданы для туристов. Карты учебного плана используются при обучении, например, в нашей школе на уроках Магической Географии или Истории магии в качестве наглядного пособия. Научно-справочные карты нужны для подробного изучения места с целью сбора материала и последующего его анализа. Т.е. такие карты нужны тем, кто занимается наукой.

Классификация 4. Содержание
  • Общегеографические
    - топографические
    - обзорно-топографические
    - обзорные
  • Тематические
    • Карты природных явлений:
      - геологические
      - геофизические
      - карты рельефа земной поверхности
      - карты дна Мирового океана
      - метеорологические и климатические карты
      - океанографические
      - ботанические
      - гидрологические
      - почвенные
      - тектонические
      - карты физико-географических ландшафтов
      - карты физико-географического районирования
    • Общественно-политические карты:
      - карты населения
      - экономические
      - политические
      - исторические
      - социально-географические
Общегеографические карты отражают все самые основные сведения о конкретной территории: рельеф, водные ресурсы, растительно-почвенный покров, а также населённые пункты, границы регионов и государств, хозяйственные объекты. Они, в свою очередь, делятся на три подвида, в которых учитывается масштаб.
А вот тематические карты отображают информацию только по определённой теме, например, карты только по климату (климатические), или карты, демонстрирующие границы государств и их столицы (политические). Подвидов тематических карт очень много. И каждый подвид, в свою очередь, может разбиваться на ещё более частные элементы. Например, метеорологические карты могут изображать только осадки или только облачность. Также несколько тематических карт может быть объединено в одну группу, опять же с определённой целью. Например, политико-исторические или почвенно-ботанические.

*Времени осталось катастрофически мало. Но Миранда всё же была довольна: ей удалось рассказать почти весь материал.*

– В современном мире существуют такие виды карт, которые нельзя отнести полностью ни к одной из вышеуказанных классификаций. Например, спортивная карта, которая представляет собой крупномасштабную схему местности для соревнований по спортивному ориентированию. Или, например, электронная карта, очень популярная среди магглов в настоящее время. Это изображение земной поверхности или её части, сгенерированное на основе цифровых данных. Обычно с такими картами работает специальный прибор – навигатор.

Подводя итог нашему занятию, стоит сказать пару слов о ценности и значимости карт в нашей жизни. Карта всегда несёт точную, полную и актуальную информацию. Простейшими рисунками и схемами местности пользовались уже в первобытном обществе. В современном мире спрос на карты очень высок, и это делает её популярной и нужной практически во всех сферах жизни общества.

*Удар школьного колокола оповестил класс о начале перемены. Профессору Менотти не оставалось ничего, кроме как отпустить ребят и не забыть собрать сборники карт.*

– Положите, пожалуйста, атласы мне на стол. И не забудьте взять домашнее задание. До свидания.

Задания

  1. Перед вами карта дна мирового океана. Предположите минимум 2 варианта, для людей каких профессий она может пригодиться? Можно учесть как маггловские, так и волшебные профессии. (не менее 400 символов, 7 баллов)
  2. Насколько важны цвета и условные обозначения при составлении карт? Предположите, что все это не используется при создании карт. Удобно ли нам будет пользоваться такой картой? (не менее 400 символов, 8 баллов)
  3. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)

Дополнительные задания

    1. Доклад об электронных картах и навигаторах. По желанию вы можете прислать изображение. (не менее 1200 символов)
    1. Ролевой отыгрыш. Я работаю с динамической гидрологической картой. Опишите один из ваших рабочих дней, а также работу с картой. Фантазия приветствуется. (не менее 1500 символов)
    1. Сочинение. Как географическая карта может помочь человеку в познании окружающего мира? Приведите примеры. (не менее 1200 символов)
    1. Творческое задание. В лекции было сказано, что карта является популярной и нужной практически во всех сферах жизни общества. А доводилось ли вам когда-нибудь пользоваться картой (любого вида) или планом местности? Быть может, вы спортсмен, путешественник или ученый? Расскажите об одном случае из вашей жизни, когда вы пользовались картой. Помогла ли она вам или наоборот запутала? Буду рада услышать ваши реальные истории. Серьезные или смешные. (не менее 1100 символов)
  1. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Показать все комментарии

Магическая география

Тест закрито 
Supernova
Відправлено: Jul 30 2012, 04:39
Offline

My heart is lost between the stars
*********
Стать:
Великий магістр I
Вигляд: Animagus Ice Phoenix
Група: Викладачі Гоґвортсу
Повідомлень: 6580
Користувач №: 48370
Реєстрація: 11-June 09






 M 

Лекция открыта до конца года.
Добро пожаловать!




  !  

Лекция проверена корректором.




  i  

Тест на 15 баллов.
У тех, кто сдаст основу менее, чем на 10 баллов, результаты теста будут обнулены.




  !  

Задания изменены.


^
0 Користувачів переглядають дану тему ( Гостей і Прихованих Користувачів)
Користувачів:

Ошибка! Закрита тема Нова тема

 



[ Script Execution time: 0.1443 ]   [ 23 queries used ]   [ GZIP ввімкнено ]   [ Time: 11:14:28, 26 Apr 2024 ]





Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP