Кабинет маггловедения в очередной раз был готов для лекции и, как следствие, заполнялся студентами. Их уже ждал преподаватель, который после звона колокола с улыбкой поприветствовал студентов.
– Здравствуйте, уважаемые. Сегодня мы продолжим знакомиться с видами маггловского транспорта и посвятим нашу лекцию подземному транспорту. Как мы уже знаем из прошлых лекций, сюда входит метрополитен и подземный трамвай. Заострим наше внимание на метрополитене, который, бесспорно, является одним из важнейших видов транспорта в маггловских городах. Любой город, где есть метрополитен, является крупным и важным центром маггловской жизни, однако его можно встретить далеко не во всех крупных городах. Дело в том, что постройка всей инфраструктуры метрополитена обходится городу очень и очень дорого: ни один из наземных видов не может сравниться с метро по части затрат. Например, в СССР метро прокладывалось лишь в городах-миллионерах.
Преподаватель сделал паузу, после чего продолжил.
– Запишите определение понятия "метрополитен". Этим словом называют преимущественно подземную городскую железную дорогу, по которой периодически курсируют маршрутные поезда на электрической тяге. Она может пролегать как под землей (в основном дело обстоит именно так, не зря же метро входит в категорию подземного транспорта), так и на земле или же над землей – на эстакадах. Важная особенность метрополитена состоит в том, что он полностью отделен от любого другого городского транспортного потока. Например, если сравнить его с трамваем, который наиболее схож с метро принципом передвижения, то путь последнего пролегает непосредственно посреди городской улицы. Дело в том, что трамвайные рельсы не представляют опасности для магглов, тогда как в случае метрополитена они зачастую находятся под напряжением (возможен также вариант “третьего рельса”, который уменьшает риск удара электрическим напряжением, однако также довольно опасен при чрезвычайных ситуациях).
По вышеупомянутой причине станции метрополитена, где и происходит остановка состава и обмен входящими-выходящими пассажирами, представляют собой довольно сложные и многоступенчатые здания. Так, в большинстве своем (если пути метрополитена пролегают под землей) станция имеет наземную и подземную части. Магглы входят в наземную часть, приобретают билеты для пользования метрополитеном, после чего при помощи этих билетов проходят через турникеты. Турникетами называют особые механические приспособления, которые ограничивают дальнейшее продвижение магглов по станции. Чтобы пройти через них, нужно приложить к определенной части этого устройства приобретенный билет, либо бросить жетон, который в некоторых городах является аналогом билета, в отверстие, предназначенное для этих целей. Далее пассажир метро может встретить на своем пути особую механическую лестницу, именуемую эскалатором. Нужно просто встать на нее, и она автоматически переместит человека в подземную часть станции. Однако стоит заметить, что иногда в станциях мелкого заложения (т.е. при малой глубине подземной части) эскалаторы могут быть заменены обычными лестницами, ибо эксплуатация механических лестниц в таком случае довольно проблематична. В подземной части станции имеется зал ожидания, зачастую весьма изысканно оформленный, по краям которого проходят пути следования поезда. Стоит отметить, что пути находятся ниже уровня платформы, что, с одной стороны, уменьшает риск контакта пассажиров и рельс, но с другой стороны, бесспорно, является еще более опасным явлением. Все дело в том, что при падении на пути пассажир может получить травмы (например, сломать ногу) и не суметь самостоятельно выбраться наверх. Однако, думаю, даже магглам нетрудно обезопасить себя, держась подальше от края платформы.
Квислинг скривил губы в улыбке, после чего повернулся к окну и продолжил.
– Что касается плюсов и минусов метрополитена, можно заметить, что плюсов, по сути, гораздо больше, чем минусов, однако важнейший минус делает массовую прокладку городских железных дорог практически неосуществимой. Этот минус рассматривался и ранее: прокладка линий метрополитена и соответствующей инфраструктуры, а также надлежащий сервис за всем этим великолепием требует колоссальных затрат, которые не всякий город может себе позволить. Однако стоит признать, что в огромных маггловских городах даже такие расходы довольно быстро окупаются, поскольку метрополитен обладает куда большей пропускной способностью, чем наземные виды транспорта. Второй минус, появившийся сравнительно недавно, – это низкий уровень подготовленности метрополитена на случай террористического акта или какой-либо иной катастрофы. В случае взрыва неизбежно образуется паника, как и в любом другом месте, однако в метро это значительно мешает выходу людей из станций. К тому же, устраивать взрывы на станциях метро выгоднее, т.к. они обычно многолюдны.
Вместе с тем, метрополитен гораздо безопаснее с точки зрения транспортных аварий. Столкновения поездов бывают крайне редко, тогда как аварии в наземном транспорте случаются сплошь и рядом. Также метрополитен может стать убежищем при ядерном взрыве, хотя, стоит признать, угроза подобного еще менее вероятна, чем столкновение поездов. Самым весомым плюсом метрополитена считается его независимость от транспортных пробок. Как мы уже знаем, метрополитен строится в больших городах, в которых также очень часты многокилометровые транспортные пробки, которые зачастую парализуют наземное движение. Метрополитен является единственным “спасением” для магглов, которые вынуждены пользоваться транспортом в часы пик. Из этого плюса вытекает и минус, который делает метрополитен весьма непривлекательным в те же самые часы пик. Речь, конечно, идет о большом скоплении пассажиров в вагонах, а также в залах ожидания. Однако магглы вынуждены терпеть эти неудобства, поскольку зачастую иных способов добраться до места назначения вовремя у них нет. Однако если абстрагироваться от временных неудобств, в тихое время станции метро могут быть довольно приятны, т.к. там поддерживается оптимальная температура, а также, как я уже отметил, немало станций имеют любопытное архитектурное оформление, которое доставляет эстетическое удовлетворение.
Преподаватель взмахнул палочкой, и на доске появилось изображение станции метро.

– Вот, например, одна из станций московского метрополитена. Подобное оформление является своеобразной визитной карточкой метрополитена и даже целого города, по этой причине метро может привлекать множество туристов.
Пару слов об истории метрополитена. Стоит отметить, что первый метрополитен был заложен в Лондоне еще в 1863 г. Отсюда и появилось название "метрополитен". В Москве, например, метрополитен открылся лишь в 1935 г. В наше время крупнейшим метрополитеном является нью-йоркский, который имеет более четырехсот станций. Однако по обороту пассажиров лидирует Токийское метро, а Московский метрополитен занимает второе место.
Квислинг закончил, и со взмахом палочки на доске появилось домашнее задание.
– Итак, запишите задание и можете быть свободны.
Задания
- Вставьте пропущенное слово. (1 балл)
Запишите определение понятия .... Этим словом называют преимущественно подземную городскую железную дорогу, по которой периодически курсируют маршрутные поезда на электрической тяге. - Назовите главное преимущество метрополитена на ваш взгляд. Своё мнение, отвечая на этот вопрос, аргументируйте. (7 баллов)
- Назовите главный недостаток метрополитена на ваш взгляд. Своё мнение, отвечая на этот вопрос, аргументируйте. (7 баллов)
Минимальный объем в ответе на все вопросы — 700 символов - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Ролевой отыгрыш: вы маг и впервые пользуетесь метро. Необходимо упомянуть прохождение через все "препятствия", указанные в лекции.
[Минимальный объем - 1000 символов]
- Сочинение-размышление: Каковы перспективы метрополитена в современном мире? Как вы думаете, указанные в лекции минусы способствуют развитие метро или же развитие объективно необходимо?
[Минимальный объем - 1000 символов]
- Творческое задание. Конечная метрополитена.
Это может быть любое проявление творчества: рисунок, рассказ, стихотворение, фотография, легенда и т.д. Единственное условие — работа должна быть выполнена именно Вами. Если Ваше творение присутствует на каком-либо еще ресурсе, где я могу его обнаружить, укажите, пожалуйста, это в тексте работы.
В случае текстовой работы, минимальный объём — 1000 символов.
- Доклад. Выберете любую станцию Московского метрополитена и расскажите мне её историю. Можно взять несколько станций.
Минимальный объём — 1000 символов.
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)