Ошибка! Закрита тема Нова тема

 

Лекция #7 - Скорость во Вселенной

, теоретический курс, I-VII

Преодолевая пространство и время

(Астрономия)
*Весна уже вступила в свои законные права. Казалось, снежные сугробы ещё совсем недавно растаяли, но почки на деревьях в Запретном Лесу уже начали распускаться, а птички самозабвенно выводили свои заливистые трели. Однако мысли профессора Виктории Эверард, стоявшей у окна в классе в ожидании учеников, были далеки от деревьев и птичек. Наконец на лестнице разделся топот доброго десятка ног, и в кабинет ввалилась толпа раскрасневшихся от бега школьников. Подождав, пока все займут свои места, Виктория закрыла дверь и неспешно вышла в середину класса.*

- Доброе утро, ребята. Сегодня мы затронем очень серьёзную тему. Возможно, сегодняшний урок порвёт в клочья ваше представление о мире. Потому прошу быть внимательней.

*Впрочем, замечание оказалось излишним – студенты, дошедшие сегодня до урока Астрономии, были слишком благоразумны, чтобы позволять себе отвлекаться на посторонние дела. Виктория улыбнулась одними уголками рта и начала лекцию.*

- Вы уже представляете, насколько огромны пространства во Вселенной. Понятно, что для путешествия в космос нам необходима достаточно высокая скорость. Какая, как вы думаете?

- Как у Нимбуса-2000? – *воскликнул хаффлпаффец-второкурсник и тут же густо покраснел. В классе раздались смешки. Даже Виктория не сдержалась от улыбки и ободряюще кивнула.*

- Хорошо. Допустим, мы хотим отправиться на Луну на метле Нимбус-2000 на скорости 100 миль в час. Для такого путешествия нам потребуется ни много ни мало – 14 недель пути. Если же мы захотим отправиться на той же скорости на Нептун, нам понадобится уже 3100 лет. Долгая прогулка, правда?

*Виктория прошествовала к своему столу, тем самым дав классу полминуты на обмен впечатлениями. Обернувшись, она строго посмотрела на учеников, пока те не притихли.*

- Самым скоростным аппаратом, запущенным человеком с Земли, на данный момент является американский аппарат «Новые горизонты». Он был запущен со скоростью чуть более десяти миль в секунду ещё в 2006 году. Этому чуду техники понадобится ещё пять лет, чтобы долететь до Плутона. 11 лет путешествия – это всё ещё в пределах нашей Солнечной Системы! Ясное дело, что с современной техникой о путешествиях человека в другие звёздные системы и уж тем более в другие галактики речи пока быть не может. Сначала человек должен покорить скорость.

*На этих словах мисс Эверард сделала многозначительную паузу, чтобы ребята прониклись важностью момента. Тишина в классе стала идеальной.*

Что мы знаем о скорости? Скорость – это величина, которая показывает, за какое время материальная точка преодолевает некоторое расстояние в пространстве. Разделим пространство на время – получим скорость. Но так ли всё просто?
Вы привыкли считать, что время и пространство – неизменны. Неважно, где вы находились и что делали – вы всегда считали секунду секундой и милю – милей, причём никогда не связывали эти понятия друг с другом. Но это неверно. Время и пространство являются частями одного целого, в своё время это доказал Альберт Эйнштейн. Полотно пространства-времени может изменяться.
Буду оперировать наглядными примерами. Форд «Англия» летит вдоль железнодорожных рельс со скоростью 50 миль в час. Поезд Хогвартс-Экспресс догоняет его по этим рельсам со скоростью 80 миль в час. Если бы пассажир Форда измерил скорость, с какой движется поезд относительно него, то отметил бы, что это – 30 миль в час. Всё верно.

*Виктория прищурилась и спросила студентов.*

- Кто скажет, какая скорость является предельной во Вселенной?

- Скорость света? - *выпалила девушка-слизеринка, даже не успев поднять руку.*

- Верно. - *кивнула мисс Эверард, поджав губы* - Скорость света. Абсолютная скорость. Нет ничего быстрее света. Если пассажир Хогвартс-Экспресса зафиксирует скорость, с которой свет обгоняет поезд, то получит 299 792 458 метров в секунду. Человек, неподвижно стоящий на платформе, зафиксирует точно такую же скорость. Мало того, если даже вы будете двигаться со скоростью, приближенной к скорости света, свет в любом направлении относительно вас будет иметь скорость 299 792 458 метров в секунду. Скорость света независимо от всего остаётся постоянной. Теперь вспомним, что такое скорость - это изменение пространства за определённое время. Раз неподвижное тело и тело, изменяющее своё положение в пространстве, фиксируют одну и ту же скорость света, какой-то из параметров пространства-времени… не работает.

*Эта пауза была эффектной. Студенты притихли. Единственный звук, который был слышен в классе – это трель какой-то особо бойкой птички вдалеке на опушке леса.* //Гиппогриф раздери эту пичужку!// - *Мстительно подумала Виктория и тут же живо вообразила план, по которому можно было выпустить на волю гиппогрифов, припасённых для уроков профессора Надежды. Обведя класс загоревшимися глазами, она продолжила прерванный монолог*

- И этот параметр – время. На скорости, близкой к скорости света, время очень сильно замедляется. Оно и вовсе останавливается, достигнув скорости света.
Космонавты, неважно сколько времени проведшие на земной орбите, возвращаются на Землю несколько моложе, чем если бы они находились всё это время на Земле. Но эта разница не очень значительна. Чтобы замедлить процесс старения, нужно двигаться со скоростью, близкой к скорости света. Допустим, вы на такой скорости отправились в двадцатилетнее путешествие по галактике. На Землю вы вернётесь на тысячи лет позже! Вот так – во Вселенной вопрос скорости первичен, ведь скорость меняет саму материю пространства-времени. Такова вкратце суть специальной теории относительности.

Из неё вытекает общая теория относительности. И здесь самым важным открытием стало понимание гравитации. Открыл понятие гравитации ещё Ньютон, осознав сакральный смысл падения яблока в яблоневом саду. Гравитация – это сила тяготения, действующая между предметами, обладающими массой. Благодаря гравитации тела остаются на Земле и не разлетаются с поверхности. Благодаря гравитации Земля вращается вокруг Солнца, а Луна – вокруг Земли. Закон всемирного тяготения, сформулированный Ньютоном, и по сей день даёт прекрасное объяснение понятию поведения тел в обычных обстоятельствах. А Альберт Эйнштейн продвинул теорию тяготения на гигантский шаг вперёд, вынеся её в космические масштабы. Согласно ему, массивные тела, такие как звёзды, искривляют пространство вокруг себя. Эта кривая – и есть гравитация.

*Виктория указала палочкой на висящий на стене плакат*

user posted image

- Прошу обратить внимание на плакат. Большие тела, такие как Солнце, затягивают поверхность пространства-времени в «гравитационный колодец». Менее массивные тела, например Меркурий, создают куда менее значительную складку на ней.
Тела, слишком сильно натягивающие материю пространства-времени, могут её и разорвать. Так появляются чёрные дыры. Это очень интересное явление, однако мы его рассмотрим уже в следующем году.

А пока ещё есть время, давайте вернёмся к тому, с чего начинали - путешествия во Вселенной.
С подвластными нам скоростями жизни не хватит, чтобы совершить межзвёздый полёт. Но так ли всё безнадёжно? Общая теория относительности допускает гипотетическую возможность существования так называемых «червоточин», или «кротовых нор» в пространстве-времени, представляющих собой туннель в пространстве.

*Взмах палочкой – и изображение на стене сменилось.*

user posted image

- Гипотеза о возможности существования червоточины основана на положении о криволинейности пространства-времени и соответственно, теоретической возможности его «складывать». С помощью червоточины можно оказаться на расстоянии хоть пяти миллиардов световых лет от Земли за кратчайшие сроки, куда быстрее, чем свет по своему обычному пути сможет дойти дотуда. А так как у пространства-времени две составляющие, то червоточина – это туннель не только сквозь пространство, но и сквозь время. Идея о машине времени, умеющей переносить нас во времени, более чем оправдана теоретически. Но насколько реально возможно существование червоточины? В то время, как магглы ломают голову над тем, как создать червоточину, маги научились трансгрессии. По своей сути это есть не что иное, как путешествие с сильно ограниченными возможностями по небольшой червоточине. Научиться трансгрессировать может только достаточно взрослый и грамотный волшебник, а экзамен по трансгрессии сдают не ранее совершеннолетия. Но на трансгрессию существуют ограничения по дальности перемещения. Волшебное сообщество не остановилось на достигнутом, и в итоге магам стали доступны перемещения с помощью порталов – это тоже своеобразная червоточина, но в пределах Земли. Однако, создать портал могут только волшебники с исключительными способностями. Какими способностями нужно обладать, чтобы управлять пространством-временем как вздумается, остаётся только догадываться. Подумайте об этом, когда будете готовить ваше домашнее задание.

А на сегодня лекция закончена. Свитки с домашними заданиями - на столе. До встречи.

*Пока студенты расходились, Виктория подошла к окну и стала внимательно всматриваться куда-то в небо.* Показать все комментарии
Купалінка
Відправлено: Nov 11 2010, 07:34
Offline


**********
Стать:
Архімагістр IV
Вигляд: --
Група: Користувачі
Повідомлень: 19566
Користувач №: 11745
Реєстрація: 10-January 06





Наслаждайтесь.
^
0 Користувачів переглядають дану тему ( Гостей і Прихованих Користувачів)
Користувачів:

Ошибка! Закрита тема Нова тема

 



[ Script Execution time: 0.0674 ]   [ 19 queries used ]   [ GZIP ввімкнено ]   [ Time: 04:18:37, 29 Apr 2024 ]





Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP