ИСТОРИЯ - Карабах - одна из древнейших исторических областей Азербайджана. Название Карабаха, считающегося неотъемлемой частью Азербайджана, произошло от азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). Словосочетание "гара" и "баг" обладает такой же древней историей, как и история азербайджанского народа. Отнесение этого словосочетания во всем мире к конкретной территории Азербайджана является неопровержимой истиной.
Слово "Карабах", которым азербайджанский народ назвал часть своей родной земли, упоминалось еще в первоначальных источниках 1300 лет тому назад (с VII века!). Вначале "Карабах" как историко-географическое понятие обозначало конкретное пространство, впоследствии же было отнесено к обширной географической территории Азербайджана. Кстати, это характерно для Азербайджана: город Нахчыван - Нахчыванская область, город Шеки - Шекинская область, город Гянджа - Гянджинская область, город Лянкяран - Лянкяранская область и т.д.
История формирования "Карабаха"а как названия конкретной области, региона Азербайджана позволяет в более научной форме объяснить его этимологию, потому что в азербайджанском языке (так же как и в других тюркских языках) слово "гара", кроме обозначения цвета, имеет также другие значения: "плотный", "непроходимый", "большой", "темный" и др. С этой точки зрения термин Карабах приобретает такие значения как: "темный сад", "большой сад", "плотный сад", "непроходимый сад", "живописный сад" и др. Таким образом, как и сам Карабах, слово "Карабах" также принадлежит азербайджанскому народу.
Полемизируя о Карабахе, с самого начала возникает следующий вопрос: Где расположен Карабах, какие территории Азербайджана он охватывает? Ответ на этот вопрос сегодня еще более актуален и имеет важное значение для понимания созданной армянскими сепаратистами "Проблемы Нагорного Карабаха". Для ответа на поставленный вопрос обратимся к первоисточнику. Мирза Джамал Джаваншир, будучи визирем "Карабахского ханства", являющегося Азербайджанским государством и охватывающего когда-то эту территорию, рассуждая об этом вопросе в своем произведении "История Карабаха" (1847) писал: "Границы Карабахской области по утверждению древних исторических книг таковы: с южной стороны от моста Худаверин до моста Сынык - река Араз. Сейчас мост Сынык находится между Казахскими, Шамсаддинскими и Демирч
Гасанлинскими джамаатами (областями), и чиновники Российского государства называют его в русской интерпретации Красный мост, т.е. Золотой мост. С восточной стороны - это река Кура, которая в селе Джавад, сливаясь с рекой Араз, далее впадает в Каспийское море. С северной стороны до реки Куры, являющейся границей с Елизаветполем, границей области является река Чоран и река Кура во многих местах (протекая) доходит до реки Араз. С западной стороны остроконечные Карабахские горы с вершинами под названием Кушбек, Салверты и Арикли".
Такое точное представление территории и границ Карабаха в начальном периоде оккупации и колонизации Россией объясняется тем, что:
1) об этом факте пишет представитель государства, занимающийся непосредственно "управлением Карабаха", другими словами, этим фактом является основанное на официальных документах официальное слово, официальное слово государственного чиновника, находящегося на службе России;
2) с другой стороны, этот факт сохранился, не только основываясь на реальности и практике, он подтверждается также первоисточниками. Для подтверждения точки зрения Мирзы Джамала использование ссылок на древние исторические книги неслучайно.
Как видно, будучи политико-географическим пространством, в истории всегда существовало понятие не "Нагорный Карабах", а понятие, охватывающее всю территорию Карабаха в целом - горы, равнины - общее понятие "Карабах". Другими словами, понятие "Нагорный Карабах" - "продукт" более позднего времени и является названием, данным из сепаратистских намерений одной из частей Карабаха. Обычная логика подтверждает это: если есть Нагорный Карабах - значит есть и равнинный, т.е. низменный, Карабах! Истина такова: сегодня в Азербайджане есть как Нагорный Карабах, так и Низменный Карабах (т.е. равнинный Карабах!). Как равнинный (низменный), так и нагорный Карабах во все исторические эпохи был Родиной только одного народа - азербайджанского, в языке которого есть слова "гара" и "баг".
Сотни древнейших, редчайших образцов фольклора, музыкальных шедевров Азербайджанского народа были созданы именно в Карабахе и связаны с Карабахом.
С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ:
Претензии армян на азербайджанские земли, в том числе и на Нагорный Карабах, являются частью их стратегического плана, направленного на создание "Великой Армении". Оставаясь верными своим "традициям", армяне при первой же возможности начинали борьбу за осуществление этого плана. В 1985 году с приходом к власти сторонника армян М.С.Горбачёва армянские сепаратисты в очередной раз развернули свою активную деятельность.
На этот раз намного раньше выяснилось, что советское руководство покровительствует и защищает армянских сепаратистов-террористов. Первым шагом Горбачева на пути к реализации секретного плана, связанного с Нагорно-Карабахской автономной областью, явилось устранение из Политического Бюро Гейдара Алиева - самого мощного препятствия на этом пути. Несколько позже, в ноябре 1987г. в Париже армянский академик А.Аганбекьян, входивший в команду Горбачева, заявил о том, что передал свои предложения по поводу Нагорного Карабаха советскому руководству и в условиях перестройки и демократии надеется на решение этой проблемы. Функционирующий ранее тайно армянский "Карабахский комитет", его сепаратистско-террористическая организация "Крунк" ("Журавль") в Нагорно-Карабахской автономной области, теперь перешли к открытой деятельности, сформировалось движение "Миатцум" ("Объединение"). Это движение опиралось на потенциал Армении, Нагорно-Карабахской автономной области, Московского руководства, армян СССР и всего мира. С февраля 1988 года события направились в более агрессивное русло. В феврале в Ереване и Степанакерте прошла волна митингов сепаратистов и армянских националистов. 20 февраля сессия Совета Нагорно-Карабахской автономной области обратилась в Верховный Совет Азербайджанской ССР с просьбой рассмотреть вопрос о статусе области.
Этот факт свидетельствовал о том, что по сравнению с ноябрем 1945г. армяне изменили свою тактику. Благодаря интенсивной пропаганде, проведенной армянами за время, прошедшее после второй мировой войны, а также сильной армянской диаспоре в зарубежных странах, армянам удалось создать у мировой общественности ошибочное представление о Нагорном Карабахе. Вот почему на этот раз они решили вывести свои претензии на открытую арену. Азербайджанское же руководство и широкая общественность в то время не были готовы к новой тактике армянских сепаратистов и их защитников. Убийство двух и ранение 19 азербайджанцев 24 февраля в Аскеранском районе не стало поводом для подготовки обдуманной взвешенной политической линии поведения против планов армян. В конце февраля в Сумгаите, уже являвшемся большим промышленным городом Азербайджана, были совершены заранее спланированные убийства с участием специальных армянских служебных органов и органов Государственной безопасности СССР. Вскоре выявилась истинная причина сумгаитских событий. Как было запланировано, событие это сразу же использовали против живущих в Армении азербайджанцев и для отторжения Нагорно-Карабахской автономной области от Азербайджанской ССР. "10 марта южнее Еревана, в селе Мехмандар, населенном азербайджанцами, были убиты четыре его жителя. 25 марта в азербайджанских селах Араратского района Армении было сожжено более 100 домов, изгнано население. В середине мая вблизи Еревана вновь подверглись нападению азербайджанские села..." Вновь стал бушевать неоднократно повторяющийся в истории геноцид армян против азербайджанцев.
В то время, как армянские сепаратисты-террористы вовсю развернули свою деятельность, выяснилось, что Центральный Комитет Коммунистической Партии Советского Союза и Советское правительство не заинтересованы в реальной оценке положения. Постановление от 24 марта 1988 года "О мерах по ускорению социально-экономического развития Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в 1988-1995 гг." было намеренно направлено на сокрытие данного факта как акта сепаратизма. Такая поддержка еще больше вдохновила армянских сепаратистов и усилила их агрессию. Азербайджанское правительство во главе с А.Везировым, демонстрирующим перед Москвой покорность, занимало позицию измены своему народу и уступки агрессору. Наконец, Москва сделала еще один шаг на пути отторжения Нагорно-Карабахской автономной области от Азербайджанкой ССР: 12 января 1989 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление "О применении особой формы руководства в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР". Цель была ясна: созданный в Нагорно-Карабахской автономной области Комитет Особого Управления должен был обеспечить отторжение автономной области от Азербайджана и присоединение ее к Армении. Однако, вовремя осознавший это азербайджанский народ в результате демократической борьбы добился ликвидации 28 ноября 1989 г. Комитета Особого Управления. Но вместо него была создана другая структура - Организационный Комитет. Воспользовавшись ситуацией, 1 декабря Армянская ССР приняла антиконституционное постановление о присоединении Нагорного Карабаха к Армении. Это было открытым правовым актом вмешательства Армении, направленным против территориальной целостности Азербайджанской ССР. Москва, как и следовало ожидать, закрыла на это глаза. Тем самым ситуация еще более обострилась. На этот раз руководство СССР во главе с Горбачевым совершило еще более страшное преступление против Азербайджана. Баку стал основной мишенью. Советское государство, нарушив конституционное обязательство перед своими гражданами, в ночь с 19 на 20 января 1990 года пустило в ход огромный войсковой контингент, вооруженный самой современной техникой и учинило кровавую резню в Баку. Во время массовых убийств в Баку были широко использованы солдаты и офицеры армянской национальности. Но трагедия 20 января не сломила волю азербайджанского народа, а еще более усилила борьбу за независимость и территориальную целостность республики. Наутро после трагедии 20 января Г.Алиев прибыл в представительство Азербайджана в Москве, решительно разоблачил криминальные деяния советского руководства, тем самым встав во главе справедливой борьбы азербайджанского народа. 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принял заявление о восстановлении государственной независимости, а 18 октября был принят конституционный акт о государственной независимости Азербайджана. Воспользовавшись создавшейся ситуацией, армянские сепаратисты Нагорного Карабаха продолжили политическую консолидацию. В сентябре 1991 года они объявили о создании марионеточной структуры под названием "Нагорно-Карабахская Республика". Азербайджанская Республика отказалась признать эту структуру, и 26 ноября статус Нагорно-Карабахской автономной области был ликвидирован.
В конце 1991 года с распадом СССР на постсоветском пространстве создались новые геополитические условия. Армения фактически начала открытую и несправедливую войну против Азербайджана. Армянские военные соединения, нарушив границы Азербайджана, вошли в Карабах и, объединившись с армянскими сепаратистами-террористами, начали оккупацию азербайджанских земель.
Институт истории имени А.Бакиханова НАНА
А это умные Армяне.Пришут о себе правду:
Опять соседи объявлены врагами, опять мы превратились в чужой форпост и ищем спасение за рубежом. Нас ждет очередное поражение.
Вардан Арутюнан, Армения
В 1883 году из 18 766 человек населения города Эривань 15 992 были азербайджанцами, а в 1866 году из 27 246 человек - 23 626, т.е. 85,2%.
Армянский ученый Завен Коркодян. Из книги: "Население Советской Армении 1831-1931". 1932г.
По представлению исторической древности, действительная родина армян, так называемая Великая Армения, находится за пределами России, а точнее в Малой Азии. Что же касается армян, проживающих на территории Нагорного Карабаха, то часть их была аборигенами, из древнего албанского племени, сохранившего христианство. Другая часть населения - это беженцы из Ирана и Турции, которые, спасаясь от нападений и преследований, нашли для себя убежище на землях Азербайджана.
Б.Ишханян. "Народы Кавказа", Петроград. 1916г., с.18.
Если бы не было известного "Туркменчайского договора" в 1828 году, не было Грибоедова и Абовяна, не было русских солдат, не было бы и превращенных в современные села и города, сотен вновь созданных армянских очагов… Только за последнее десятилетие (в 60-70-е годы) на Родину переехало свыше двухсот тысяч армян.
Зори Балаян. "Очаг" , стр.120,192,273.
Представители дашнаковв, собрав вокруг себя большое количество вооруженных добровольческих отрядов, беспощадно рубили женщин, детей, стариков и инвалидов на тюркских территориях, где шла война.
А.Лалаян. О резне в 1918-1920 гг. Журнал "Революционный Восток" , №2-3, 1936. Москва.
"Как стало спокойнее, вновь увидел Шушу. В тюркском квартале, города кроме развалин, ничего не оставалось. Все дома были сожжены, а их владельцы убиты. То же самое было проделано в тюркском квартале Ханкенди… В Баку армяне с помощью англичан захватили этот большой нефтяной город и уничтожили 25 000 человек тюркского населения".
Из воспоминаний Оганеса Апресяна. Леонард Рамсден Хартвилл. "Люди - такие. Азербайджанские события 1918-1922-х годов в воспоминаниях одного армянина". США, Индианаполис. Издательство: "Bobbs Meril Kompani", 1928.
"Дашнакские агенты армянского правительства пытаются присоединить Карабах к Армении. Это означает - лишить население Карабаха жизненного источника, связанного с Баку, и соединить с никогда и ни с чем не имевшим связи - Ереваном. Армянские крестьяне на пятом съезде решили признать Азербайджан и присоединиться к нему".
Анастас Микоян. Из письма от 22.05.1919г., написанного В.И.Ленину.
Одной из основных причин возникновения противоречий между тюрками и армянами, является беспощадная жестокость армянских националистов по отношению к гуманизму, заботливости, патриотизму турецкого и азербайджанского народов.
Армянский писатель Л.З. Сюрмалиян, проживающий в Америке. Из книги
"Мое обращение к Вам, дамы и господа"
Додано через хвилину
А это Карабах с точки зрения Армении:
Исторически Карабах является северо-восточной провинцией Армении. Распространение по всему Армянскому нагорью одинаковых форм хозяйственной деятельности, обычаев и верований, а также единый менталитет его обитателей стали основой того, что Нагорный Карабах (Арцах), как и в древности, сегодня составляет с другими областями Армении одно неразрывное целое в культурном, экономическом и лингвистическом отношениях. Многочисленные археологические данные, относящиеся к эпохам энеолита, бронзы и железа свидетельствуют о том, что культура Нагорного Карабаха по существу является ветвью единой армянской культуры и имеет множество параллелей с памятниками Армянского нагорья того же периода. Далее рассматриваются памятники культуры, сохранившиеся на территории княжества Арцах.
Предки нынешних карабахских армян, несмотря на непрерывные в прошлом войны, оставили удивительно богатое культурное наследие. Только на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) площадью в 4.5 тысячи кв.км (чуть более трети территории Нагорного Карабаха в целом) сохранилось по меньшей мере 1700 историко-архитектурных памятников: крепостей, монастырских комплексов, церквей и часовен, мостов, дворцовых сооружений, большое количество хачкаров (надгробные или памятные стелы, название которых в переводе с армянского буквально означает "крест-камень", так как в основе их композиции лежит христианский крест, выполненный в традиционной для Армении манере церковного искусства, причем ни на одном из дошедших до наших дней хачкаров орнамент не повторяется), свыше 1000 единиц настенных и надгробных надписей на древнеармянском языке. Основная масса сохранившихся на территории Арцаха памятников - христианские культовые сооружения, хронологически охватывающие, начиная с IV века - времени принятия в Армении христианства как государственной религии, - все этапы средневековой истории. Среди них около 60 монастырских комплексов и более 500 церквей.
Из памятников дохристианского периода на территории Арцаха сохранились первобытные стоянки, руины древних армянских поселений, в том числе и относящиеся к периоду Араратского царства (Урарту) и сменившего его армянского царства Ервандидов, гробницы, культовые статуэтки раннеармянской эпохи, межевые камни времен армянской династии Арташесидов, а также капители, разнообразная домашняя утварь и монеты. Так, на территории современного поселка Истису (Кельбаджар) в далеком прошлом располагалась летняя резиденция араратского царя Руса I (I тыс. до Р.Х.). Самым крупным и знаменитым поселением дохристианского периода на территории Арцаха являлся основанный в 90-е годы до Р.Х. армянским царем Тиграном II город Тигранакерт. Любопытно, что это первый из четырех городов, основанных впоследствии Тиграном II в разных частях Армянского нагорья, названных его именем. Остатки этого поселения были обнаружены на территории современного Агдамского района вблизи границы НКР.
Богатый материал по средневековой истории Арцаха содержится в трудах армянских, персидских, византийских, арабских историков, географов и путешественников, старинных картах Армении (IV-VIIвв. от Р.Х.), неизменно свидетельствующих об армянском этнокультурном облике края. При этом Арцах называется десятой по счету областью Армении. Древние эпические песни и сказки, до сих пор живущие в сознании современных карабахских армян, жанровые, сюжетные и художественно-выразительные средства фольклора Арцаха также свидетельствуют об их местном происхождении. В период арабского владычества армянские князья Арцаха продолжали свою энергичную созидательную деятельность. Под их покровительством развиваются и крепнут такие культурные центры, как Амарас (Мартакертский район), Цицернаванк (Кашатагский район НКР), Гтич (Гадрутский район НКР), монастыри Урек и Гандзасар (Мардакертский район НКР), монастыри Дади и Хада в Вайкунике и др. В начале IX в. вновь набирает силу княжеский род Араншахиков. Представители двух его ратных ветвей и другие арцахские князья для усиления обороноспособности своих владений проводили большие работы по укреплению монастырей, возводя вблизи многих из них неприступные крепости, где во время нашествий укрывалось гражданское население и хранились монастырские ценности. Наиболее известными крепостями Арцаха были Шикакар, Хаченаберд, Тигранаберд, Циранакар, Акнаберд, Левонаберд, Джраберд, крепости Гюлистана, Фарисоса, Дизапайт и многие другие. Более ста крепостей Арцаха-Карабаха, при всех их местных особенностях напоминают укрепления, сохранившиеся в других провинциях исторической Армении, и представляют собой крупные инженерные оборонительные сооружения, созданные по классическим образцам армянского военно-фортификационного строительного искусства.
В конце IX в. Арцах, сбросивший с себя арабское иго, стал одной из восточных провинций в составе утвердившегося в Армении царства Багратидов. Время краткой мирной передышки, когда арабы уже не представляли опасности, персы были разобщены, а турки-сельджуки еще не появились, - стало временем созидательной деятельности и бурного развития культуры. В этот период были построены знаменитый архитектурный комплекс края - монастырь Таргманчац (989г.) и церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) Агарцина (1071г.).
Наиболее благодатными для развития культуры Арцаха оказались XII - XIIIвв. С Хв. доминирующую роль в политической и культурной жизни края начинает играть княжество Хачен, границы которого охватывали центральную часть древнего Арцаха. В отмеченный выше период здесь были созданы выдающиеся произведения искусства, вошедшие в золотой фонд армянского художественного наследия. Армянскую средневековую литературу и историографию в Арцахе достойно представляли Мовсес Каланкатваци, Мовсес Дасхуранци, Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци, Григор Акнеци, Степанос Орбелян и Мхитар Айриванеци. С Арцахом также связано имя выдающегося армянского правоведа, автора "Судебника", оказавшего влияние на развитие юридической мысли в странах Европы и Древней Руси, Мхитара Гоша. Особого прогресса достигло развитие архитектурных форм, позволивших специалистам по средневековой культуре Армении выделить наряду с Анийской, Сюникской, Васпураканской и Лорийской - Арцахскую архитектурную школу. Шедеврами Арцахской школы признаны такие сооружения монастырских комплексов, как церковь Сурб Аствацацин Макараванка (1198г.), храм Сурб Ншан Нор Варагаванка (1190-1200гг.), Соборная церковь Ованнеса Мкртича, придавшая особое величие Гандзасару (1216-1238гг.), Катогике Хоранашата (1211-1222гг.), церкви Гошаванка (1191-1241гг.), соборная церковь знаменитого монастыря Дадиванк (1214г.), главная церковь Гтчаванка (1241-1248гг.), великолепные хачкары комплекса Бри ехци (1230-1270гг.), Соборная церковь Хадаванка (1204г.) и многие другие.
Монастырские комплексы в Арцахе, как и повсюду в Армении, были не только религиозными очагами, но и влиятельными политическими, культурными и просветительскими центрами. Уже в раннем средневековье, несмотря на то, что территория Армении была поделена между христианской Византией (Западная Армения) и зороастрийской Персией (Восточная Армения), сфера влияния армянской церкви распространялась на всю административно-политическую территорию северо-восточных провинций страны. До начала IX в. духовный центр восточных армянских земель находился в Партаве (ныне город Барда на территории Азербайджана), а начиная с XIVв. духовным центром края становится монастырь Гандзасар с Гандзасарским католикосатом. Необходимо отметить, что в силу ряда политических обстоятельств в Армянской Апостольской Церкви, начиная с XVв., существовали четыре католикосата: Эчмиадзинский (Восточная Армения, Араратская долина), Киликийский (Западная Армения), Ахтамарский (Западная Армения, озеро Ван) и Гандзасарский. Последние два прекратили свое существование в XIX в. В 1836 году русскими властями Гандзасарский католикосат был разделен на три епархии - Арцах, Гандзак и Шемаха, которые, как всегда, подчинялись Эчмиадзинскому собору. Изучению Гандзасарского монастыря отдали свой талант многие исследователи, среди которых нельзя не упомянуть известного советского историка и специалиста по средневековой христианской архитектуре Анатолия Якобсона. В одной из работ, посвященных Гандзасару, он характеризует собор и придел как "два прекрасных архитектурных творения, воплотивших в себе все лучшие достижения армянских зодчих XIII в." Высоко оценил творение арцахских зодчих и знаменитый византолог конца прошлого века профессор Сорбонны Шарль Диль. По его мнению, Гандзасар - третий из пяти дошедших до наших дней армянских памятников, вошедших в сокровищницу мировой культуры.
Упоминание о Гандзасаре будет неполным, если не отметить его роль как одного из центров национально-освободительного движения, охватившего восточные армянские земли в конце XVII - начале XVIIIвв. Именно в этот период при непосредственном руководстве католикоса Гандзасара Есаи, в период царствования в России Петра I, велись переговоры с целью присоединения Арцаха-Карабаха к России. Да и сама политическая идея русской ориентации армян, прочно овладевшая умами армянских деятелей национально-освободительного движения в XIX и XX вв., родилась и сформировалась в армянском Арцахе-Карабахе в конце XVIIIв.
Длительные войны - в первой половине XIIIв. монголо-татары завоевали Закавказье, - многочисленные интриги внешних врагов и междоусобица привели Арцах к распаду. Важные северо-восточные и равнинные восточные провинции Хачена постепенно отторгаются от армянской среды и теряют свою этнографическую целостность. Положение еще более ухудшается в период владычества кочевых тюркских племен кара-коюнлу (черная овца) и ак-коюнлу (белая овца). Периодические набеги, разруха и грабежи привели к запустению некогда процветающих культурных центров и, как следствие, к падению уровня искусства: сегодня на территории Нагорного Карабаха нет ни одного памятника XV - XVIвв., который можно было бы поставить в один ряд с великолепными сооружениями предыдущих столетий.
С конца ХVIв. в Арцахе устанавливается своеобразное административно-политическое правление, получившее название "меликство". Активной политической деятельностью выделялись меликства Гюлистана (примерно соответствует территории Шаумянского района НКР), Джраберда (соответствует северной и центральной частям Мардакертского района НКР), Варанды (самое крупное меликство. Ныне на его территории расположены большая часть Аскеранского района, Шушинский и Мартунинский районы НКР), Хачена и Дизака. Этот период отмечен ростом строительства гражданских и военных сооружений. Местные владетельные князья - мелики - возводили собственные дворцы и сгнахи - резиденции стратегического назначения, укрепленные крепостями. Так, одна из крепостей меликов Варанды (Мелик-Шахназарянов) располагалась в их резиденции - селении Аветараноц, другая - Шошваберд - на месте нынешнего города Шуши. В крепости располагался также дворец меликов, ныне разрушенный. Одним из известных памятников на территории нынешнего Гадрутского района НКР является двухэтажный дворец мелика Дизака - Егана. Княжеские дворцы меликов Арцаха, несмотря на то, что далеко не все из них сохранились, представляют собой лучшие образцы армянских дворцовых сооружений и дают богатый материал для оценки позднесредневекового гражданского зодчества. В это время в Нагорном Карабахе сооружаются в основном лишь бескупольные церкви, преимущественно базиликального типа. Сохранились лишь шесть купольных церквей, датированных XVII веком, две из которых находятся в Северном Арцахе.
В начале второй четверти XVIII в. большая часть Закавказья была захвачена турками. Единственным независимым краем Армении оставались области Арцах-Карабах и Сюник, жителям которых приходилось постоянно бороться с турками и набегами кочевых тюркских и курдских племен, образовавших ханства в северо-восточных районах Куро-Аракской степи. Обнаруженные на территории Арцаха эпиграфические надписи свидетельствуют о политической независимости меликов и о вооруженной защите ими своих владений. Это зафиксировано, в частности, в уцелевших текстах (разумеется, на армянском языке) эпитафий на надгробьях (cередина XVIIIв.) арцахских правителей Дизака и Варанды, названных армянскими князьями.
В середине XVIIIв., воспользовавшись междоусобицей карабахских меликов, здесь обосновывается предводитель одного из кочевых племен Панах Али. Примерно в это же время кочевые скотоводческие племена тюркского и курдского происхождения проникают в западные районы Арцаха. В Арцахе, в провинциях Бердадзор, Вайкуник и некоторых других, были опустошены сотни деревень. Только на территории Кельбаджара до наших дней сохранились руины более 60-и армянских поселений, и среди них городище Цар. Это крупное армянское поселение являлось в средние века не только административным и торговым центром, но и крупным очагом культуры как Арцаха, так и Армении в целом. Кроме крепостных стен и дворцов здесь были три церкви и монастырь. В настоящее время ни зданий, ни многочисленных хачкаров уже не существует: окончательное их уничтожение произошло за последние 30-40 лет. Ленинградский археолог Е.Г.Пчелина о виденных ею в 1940 году развалинах Цара, включающего древние жилища, вырубленные прямо в скалах, писала следующее: "Многочисленные жилые пещеры, развалины селений, крепостные стены и церкви говорят о былой жизни в теперь уже почти безлюдных пространствах. К сожалению, в преобладающем большинстве все эти памятники не только не исследованы, но даже не отмечены в литературе... От армян, живших здесь повсеместно, остались обширные кладбища, раскинувшиеся как вокруг полуразрушенных церквей, так и отдельно". (Пчелина Е.Г. Армянские памятники на территории Азербайджанской ССР. В издании "Труды отдела Востока Эрмитажа", 1940, т.30, с.243.)
Пришельцы не восприняли, да и не могли воспринять совершенно чуждую им местную материальную и духовную культуру. Даже спустя два века ни в Кельбаджарском, ни в Лачинском районе невозможно было найти сколько-нибудь значительных следов мусульманской или тюркской культуры. Местность долго не заселялась, земли не обрабатывались. Более полутора веков пришлые племена продолжали вести кочевой образ жизни, не переходя на оседлый, и не нуждаясь в долговременных каменных строениях. По крайней мере до 1860г. на территории нынешнего Кельбаджарского района насчитывалось всего девять кочевых кишлаков. И только в XX веке, постепенно перейдя к оседлой жизни, потомки пришлых кочевников частично восстановили и заселили старые армянские поселения.
Таким образом, до середины XVIIIв. в Нагорном Карабахе татар (так до 20-х годов XX столетия называли азербайджанцев) и мусульман иной национальности не проживало. Эту реальность не отрицают даже ханские хроники и все азербайджанские историки дореволюционной эпохи. Поэтому на всей территории Нагорного Карабаха нет ни одного памятника исламской или специфически тюркской культуры, датированного ранее второй половины XVIIIв.
Новый социально-экономический подъем Арцаха начался с XIX в., когда край в 1805 году вошел в состав России. Быстрыми темпами развивались ремесла, шелковые промыслы, торговля. Были созданы крупные села и поселки городского типа с жилыми и административными зданиями, построены примечательные с архитектурной точки зрения церкви, школы, мосты и дороги. О духовной жизни того периода можно судить и по таким цифрам: к 1914г. Арцахская епархия Армянской Апостольской Церкви имела на территории края 222 действующие церкви и храмы; 188 священников окормляли 206768 прихожан из 224 армянских селений.
В XIX в. особую роль в общекавказской жизни начинает играть единственный город Карабаха - Шуши, который становится одним из центров армянской культурно-просветительской жизни.
С 1828г. здесь стали издаваться армянские книги и периодические издания (журналы и газеты), открываются армянская епархиальная школа (1838г.), армянский театр (1891 г.), больница Жамгаряна (1900г.), женская и мужская армянские гимназии, реальное училище, построены монастырь Кусанац (1818г.), здание Общественного собрания с зимним и летним клубами, пять купольных церквей, две мечети. Одним из самых величественных церковных сооружений Закавказья признан храм Казанчецоц (1868-1887гг.). Большого развития достигает в общеармянской культуре декоративно-прикладное искусство Арцаха. Образцы изделий из натурального местного шелка, ковры, гобелены, ювелирные и серебряные изделия, в том числе изготовленные в прошлые времена, неоднократно экспонировались и получали высокие оценки на международных выставках и ярмарках в Москве, Филадельфии, Париже.
В начале XX века в Карабахе уже имелся ряд крупных поселений и деревень (с общественными и жилыми зданиями городского типа), построены интересные в архитектурном отношении мосты, церкви, школы, особняки.
В мае 1920г. в Карабахе была установлена Советская власть, а в1923г. образована НКАО в составе Азербайджанской ССР. Реализуемая азербайджанскими властями в НКАО социально-экономическая политика являлась продолжением националистической политики ущемления интересов армянского населения и его вытеснения с территории своего постоянного проживания.
Почти все культурное наследие было сокрыто от народа, в вопросах истории и культуры НКАО действовал установившийся в то время негласный закон: "Все, что находится в Азербайджане - азербайджанское".
Вмешательство в вопросы духовной и культурной жизни края, оскорбление национального достоинства, грубая фальсификация истории - такова была политика Азербайджана в сфере культуры. Во всех справочниках Азербайджанской ССР коренным населением области стали называться азербайджанцы. Было наложено вето на прием теле- и радиопередач из Еревана. Культурно-духовная связь с Арменией фактически была прервана. Закрывались армянские школы, с 1960 года 46 из них в области было ликвидировано. Из школьных программ был изъят предмет "История армянского народа", а вместо нее введена "История Азербайджана". В Законе Азербайджанской ССР об НКАО не указывался язык автономной области.
Объектом антиармянской политики азербайджанских властей становились даже исторические памятники Нагорного Карабаха. По неполным данным, общее число историко-архитектурных памятников НКАО составляет по меньшей мере 1700. Они, большинство которых составляют церкви и монастырские комплексы, не только не вошли в утвержденный правительством Азербайджанской ССР список памятников, находящихся под охраной государства, но и специальной комиссией Академии наук АзССР были причислены к "опасным религиозным центрам прошлого".
Многие из этих памятников построены в средневековье и в истории армянского народа сыграли исключительную роль. Об их этнокультурной принадлежности говорят не только армянские нарративные источники разных эпох, но и высеченные на них армянские надписи, насчитывающие свыше 1000 единиц.
Игнорирование памятников материальной культуры армян, датируемых от античности до XIXв., служило одной цели - создать обманчивое мнение, будто до XVIIIв. Нагорный Карабах армянами не был заселен. Кроме того, стремясь культурно "исламизировать" край, азербайджанские власти причислили эти памятники к албанским, которые совершенно безосновательно относят к материальной культуре азербайджанского народа.
Массовый и планомерный характер в советский период приобрело разрушение армянских памятников. Только на территории края взорваны, уничтожены и полностью искоренены сотни церквей, монастырских комплексов, кладбищенских поселений. Разбиты и использованы в качестве стройматериала сотни хачкаров. Повреждены стоянки первобытного человека в пещерах Ццахач, в Мец Тагларе и Азохе, разрыт подземный склеп Св.Григориса (Vв.) в монастыре Амарас. Наглядным примером дискриминационной политики Азербайджана служит хотя бы тот факт, что начиная с середины 30-х годов в Нагорном Карабахе не было ни одной действующей церкви, в то время как для удовлетворения религиозных нужд проживавших в Шуши азербайджанцев свободно действовали мечети.
А вот это - результат армянской агресии :
Беженцы и внутренне перемещенные лица в Азербайджане
Беженцы из Армении - 250 000
Внутренне перемещенные лица из оккупированных территорий Азербайджана - 760 000
Всего - 1 010 000
Вооруженные силы Армении, размещенные на оккупированных территориях Азербайджана
Танки - 316
БМП - 324
Артиллерия - 322
Личный состав - 50 000
Оккупированные территории Азербайджана
Нагорно-Карабахская зона Территория - 4 388 кв. км.
Население (1989) - 189 085
Армяне- 145 450 (76,9%)
Азербайджанцы - 40 688 (21,5%)
Другие - 2 947(1,6%)
Шушинский район Территория - 289 кв. км
Население - 20 579
Азербайджанцы - 19 036 (92,5%)
Армяне - 1 377 (6,7%)
Оккупирован - 8 мая 1992 г.
Районы вне Нагорно-Карабахской зоны были оккупированы:
Лачинский район - 18 мая 1992 г.
Кельбаджарский район - 2 апреля 1993 г.
Агдамский район - 23 июля 1993 г.
Физулинский район - 23 августа 1993 г.
Джебраильский район - 26 августа 1993 г.
Губатлинский район - 31 августа 1993 г.
Зангиланский район - 28 октября 1993 г.
Жертвы агрессии Убитые - 20 000
Инвалиды - 50 000
Разрушения, вызванные агрессией Армении против Азербайджана
Населенные пункты - 890
Дома - 150 000
Общественные здания - 7000
Школы - 693
Детские сады - 855
Медицинские учреждения - 695
Библиотеки - 927
Церкви - 44
Мечети - 9
Исторические дворцы - 9
Исторические памятники и музеи - 464
Музейные экспонаты - 40 000
Промышленные и с/х предприятия - 6000
Автомобильные дороги - 800
Мосты - 160
Коммуникации водоснабжения - 2300 км
Газовые коммуникации - 2000 км
Электрические линии - 15 000 км
Леса - 280 000 га.
Сельскохозяйственные угодья - 1 000 000 га
Ирригационные системы - 1200 км
Все разрушения оцениваются более чем в 60 млрд. долларов США.