под спойлером статья о Мураками. Точнее об одной его книге. Увы, я не знаю, откуда статья. Случайно нашла в ЖЖПоказати текст спойлеру
Харуки Мураками - писатель бесспорно талантливый. Харуки Мураками - писатель на сто процентов коммерческий. И говорить о нем всегда непросто: шаг в одну сторону - обидятся тысячи любителей, шаг в другую - возмутятся сотни ненавистников. И все же, становясь на этот непрочный канат, рискну предположить: "Мой любимый sputnik", новый роман "классика современной японской литературы" (вот ведь придумали определение!) - лучшее, написанное им в реалистической, без овец и единорогов, манере.
Сюжет, конечно, нельзя назвать шибко закрученным: Катя хочет Васю, Вася хочет Машу, Маша хочет Дашу, а Даша не хочет уже никого. Но этим читателей Мураками не удивишь - таинственный японец всегда напирает на тонкость душевных чувств, и вся динамика идет именно через их описание. Когда-то в любительских кругах был широко распространен тест на экстравертность/интровертность: "Кого Вы предпочитаете: Толстого или Достоевского?" Если довериться этому сомнительному тесту, окажется, что поклонники Мураками - интроверты, предпочитающие Достоевского. Они преклоняются перед детективом чувств и идей. Да и чего удивляться? Мураками ведь давным-давно уже - великий русский писатель. Русский, абсолютно русский - по мироощущению. Ведь недаром наши граждане, учившиеся в средней школе, помнят: самое главное произведение в русской литературе - "Евгений Онегин", где все про любовь, да про жизнь, где главные герои - туповатый сибарит, придурочный поэт и девственница-недотрога. "Что хотел сказать писатель?" "Мария Ивановна, этими словами Татьяна хотела выразить свои сокровенные чувства..." И так далее. "Онегину", кстати, уподобляет себя главный герой (тот, который Вася), чье имя упоминается лишь раз - К., по-кафкиански. Итак, Достоевский, Пушкин и теперь Мураками - вот главная троица русской литературы.
Катя хочет Васю, Вася хочет Машу, Маша хочет Дашу, а Даша не хочет уже никого. Неужели, все? Да нет, конечно! Этот роман, как и все у Мураками, про пронзительное одиночество. Одинока Катя, еще хуже - с Васей, катастрофически - с Машей, а уж про Дашу - и говорить не хочется. Так одинока, что раздвоилась, и несть ей покоя отныне. Да и центральная метафора какова! - спутник летит над землею, бедненький... Придя с работы, чертовски уставшая сотрудница офиса - между прочим, молода, умна, сексуальна и неплохо зарабатывает - бросается к вожделенному томику, лихорадочно листает страницы. И плачет, и плачет, и плачет. Да что уж таиться, я и сама такая. Пришла, уставшая, из конторы, и проглотила книжку за три часа, вместе с кофе и слоеным пирожком. Не буду врать, я ведь и всплакнула разок! А когда в конце оказалось, что не все так мучительно безнадежно, что-таки есть в конце туннеля свет, что К. (который Вася) и Сумирэ (которая Маша) - две одинокие души - взявшись под ручку, отправились в Будущее, где есть Любовь и Взаимопонимание, то по телу разлилась такая сладостная истома, что я простила японцу все его прегрешения. И пускай он зарабатывает деньги, пускай его романы - опиум для народа, истерзанного неполиткорректными книгами про насилие, наркотики и жесткий секс. Ведь и опиум в умеренных дозах бывает полезен! Харуки Мураками, "Мой любимый sputnik"