- Сегодня мы с вами рассмотрим трансфигурацию с точки зрения классификаций.
*Мисс Винтерхелл вздохнула, глядя на скисшие лица студентов.*
- Не расстраивайтесь. Рано или поздно теория обязательно закончится практикой.
*Вероника взяла в руки мел и изобразила первую схему.* Итак, с первой схемой, которую я сегодня покажу, вы уже знакомы.
Еще на прошлой лекции мы выяснили, что
Трансфигурация была выделена в отдельную науку в конце третьего века до нашей эры. До этого любое магическое действие называлось "магией" или "колдовством".
Нужно сказать, что
именно таким образом схема выглядела весьма и весьма продолжительное время. Кто-то может предположить, что, в отличие от нас, волшебники древности не особенно заморачивались теорией, предпочитая практиковаться. Эта точка зрения, безусловно, интересна. Однако неверна –
к сожалению, в древности с передачей знаний было не все хорошо.
- А нам говорили, что существовали школы и до Хогвартса, - *запротестовала темноволосая первокурсница в мантии с синей отторочкой.* - В Ирландии, королева Мэб.
- Верно, - *профессор спокойно кивнула.* - Однако я бы назвала это, скорее, вариантом личного наставничества. Безусловно, Мэб удалось передать свои знания достаточно большому количеству магов, однако это капля в море. В основном волшебники с большим недоверием относились к своим собратьям и брали учеников крайне неохотно. А делились с ними секретами еще неохотнее.
- А если записывать и передавать по наследству книги? - *уточнил серьезных светловолосый мальчик в мантии со значком Хаффлпаффа.*
- В Древней Греции – возможно, там грамотность была в почете. А потом… - *профессор со вздохом развела руками.* - Увы, но редкие волшебники умели читать и писать. Впрочем, что-то все-таки удавалось записать и передать по наследству. Однако, вернемся к Трансфигурации.
Трансфигурация как единый пласт знаний существовала примерно до одиннадцатого века нашей эры. Систематизацией волшебники занялись уже после создания Хогвартса, когда встал вопрос о сложности передачи знаний подрастающим поколениям. Согласитесь, довольно сложно передавать знания, когда имеется достаточно большое количество противоречивых источников, которые часто описывают одно и то же разными словами.
- Скорее всего, сейчас кажется, что все эти классификации – жуткая и никому не нужная глупость, - *мисс Винтерхелл взглянула на студентов, зевающих на галерке.*
- Ну, практика же наверняка интереснее, - *пожал плечами мальчик в мантии с гербом Гриффиндора.*
- Как сказать. В любом случае, без теории осуществить практику... не то, чтобы невозможно, но опасно, - *Вероника вздохнула.* - Это только в сказках волшебники, ни разу не тренировавшие произнесенное заклинание, получают ровно то, что хотели. В реальности же чаще всего получают мелкие и досадные травмы, ожоги... а иногда и умирают. Что же касается классификаций, то их наличие способно уберечь от ошибок в понимании процессов превращения. А также в оценке своих сил. Итак, в середине одиннадцатого века весь пласт Траснфигурации разделили на три больших уровня: Простейшую Трансфигурацию, Трансфигурацию Среднего уровня и Высшую Трансфигурацию. *Профессор взмахнула волшебной палочкой и кивнула на доску, где уже появилась вторая схема.* Ссылки на эту классификацию до сих пор можно найти в книгах. Кстати, наш с вами учебник также периодически этим грешит.
Простейшая трансфигурация – заклинания, как правило, состоят из одного слова, сопровождаются простым жестом, не требуют предварительных расчётов.
Трансфигурация среднего уровня – заклинания, как правило, состоят из одного-двух слов, сопровождаются жестом и требуют минимальных предварительных расчётов.
Высшая трансфигурация – сложные, многоступенчатые заклинания, как правило, сопровождаются ритуалами и длительными расчётами.
*Профессор тяжело вздохнула, бросив взгляд на схему.* Однако все эти определения крайне приблизительны. Вообще
на сегодняшний день эта классификация считается крайне неточной и запутанной. Многие направления трансфигурации вообще невозможно классифицировать до тех пор, пока не будет назван объект, с которым вы собираетесь работать. Например, если предмет сделан из одного материала, то это будет Простейшая Трансфигурация, из двух или трех – Трансфигурация Среднего уровня или даже Высшая Трансфигурация. Бывают даже случаи, когда принадлежность к уровню определяется по принципу "практика это или теория?" или "насколько просто объяснить и понять?"
- И, наконец, перейдем к классификации, которая появилась примерно триста лет назад. Сегодня она считается основной и все более-менее современные пособия ссылаются именно на нее, - *мисс Винтерхелл в третий раз взмахнула волшебной палочкой. На доске, повинуясь жесту профессора, появились уже привычное слово "Трансфигурация", а под ним – целый столбик убористого текста.* Автором этой классификации стал Кратос Редфорт. Свою статью в «Трансфигурации сегодня», где были описаны основные принципы этой классификации, он начал со слов «Однажды при попытке оценить уровень такого вида трансфигурации как анимагия, я понял всю тщетность этого». И вот, с целью упрощения, мистер Редфорт
разделил трансфигурацию на виды, условно укрупнив их. На сегодняшний день классификация насчитывает девять пунктов. Возможно через несколько лет их будет десять – сейчас на конференциях ломаются копья относительно разделения «иллюзий» и «подобий».
Кроме того, практически каждый из приведенных пунктов можно раздробить на еще некоторое количество подпунктов. В некоторых случаях даже после дробления на подпункты можно продолжать веточки и добиться еще более узкого деления.
- И будет Трансфигурация похожа на страшное дерево с бесчисленным количеством ветвей, - *замогильным тоном пропел кто-то с галерки.*
- Да, да, и в идеале курсу к пятому всем вам нужно будет, если не разбираться во всех этих веточках... - *Вероника усмехнулась, глядя на вытянувшиеся лица.* - То хотя бы знать об их существовании. Первый курс у нас с вами будет посвящен разделу «трансфигурация неодушевленных предметов в неодушевленные предметы».
*Профессор взмахнула волшебной палочкой, на доске появилась очередная схема. На галерке негромко, но очень недовольно застонали.* Итак, как я уже сказала, все пункты можно дробить. В нашем случае пункт дробится на два подпункта –
трансфигурация по принципу "из подобного в подобное" и
трансфигурация неодушевленных предметов в идентичные им, но различные по качествам.
Трансфигурация по принципу "из подобного в подобное" считается самым простым разделом. Но я бы не рекомендовала никому обольщаться: в зависимости от методики и превращаемого предмета этот раздел можно смело отнести ко всем трем уровням трансфигурации. Сама же суть этой подгруппы заключается в том, что мы берем некоторый предмет и превращаем его в предмет с очень похожими свойствами. Абстрактно, но суть, я думаю, вполне понятна.
Что касается
трансфигурации неодушевленных предметов в идентичные им, но различные по качествам, то тут все значительно проще. По сути, мы вносим поправки в параметры имеющегося у нас предмета, не меняя при этом саму суть предмета. Если чуть менее абстрактно, то, например, мы увеличиваем предмет, то есть, влияем на параметр размера, оставляя при этом все остальные параметры, в общем и целом, неизменными.
- Обе подгруппы считаются самыми простыми. И именно с этого начинают все первокурсники. Так что готовьтесь, на следующей лекции мы с вами займемся одной из указанных подгрупп... ее теорией и практикой, - *мисс Винтерхелл усмехнулась, в очередной раз взмахивая волшебной палочкой. На месте исчезнувшей схемы немедленно возникло домашнее задание.*