Модератори: Мэри.

  Нова тема

 

Роберт Энсон Хайнлайн

, Писатель-фантаст
Згорнути питання Ваше отношение к творчеству этого писателя?
Очень нравится 4 ]  [57.14%]
Хорошее 3 ]  [42.86%]
Читаемо 0 ]
Не нравится 0 ]
Кошмар 0 ]
Усього голосів: 7
Гості не можуть голосувати 
seymour
Дата Mar 18 2009, 15:43
Offline
Avatarus Sharpen
afterglow
********
Стать:
Великий чародій V
Вигляд: Animagus Ice Phoenix
Група: Користувачі
Повідомлень: 4912
Користувач №: 29673
Реєстрація: 21-June 07





ХАЙНЛАЙН, РОБЕРТ ЭНСОН (Robert A. Heinlein), (1907-1988) — знаменитый американский писатель-фантаст, из-под чьего пера вышло пятьдесят четыре, не считая различных версий и редакций, произведений — романов, повестей, рассказов.

Наравне с А.Кларком и А.Азимовым, он поднял планку жанра научной фантастики на ту высоту, где прежде чисто развлекательному чтиву надлежало уступить место серьезной беллетристике. В считанные годы он успел совершить переворот в отрасли литературы, заручиться поддержкой и восхищением именитых коллег и получить признание у читателя. За свою долгую жизнь он написал больше, чем иные плодовитые эпигоны последней четверти 20 в., создавая в день около четырех страниц. Начиная с первых журнальных публикаций, Хайнлайн поставил создание своих произведений на поток, но это не имеет ничего общего с правилами и пороками издательского бизнеса — писателю посчастливилось найти оптимальный для себя алгоритм взаимодействия с окружающим миром.

За каждым произведением фантаста стоит зрелая идея. Даже досконально изучив всю его внушительную библиографию, вряд ли можно назвать хоть одно его сочинение проходным. А скоростью и упорством, с которыми Хайнлайн писал, он обязан не только своему складу характера и мышления, но и воспитанию.

Уже судя по раннему творчеству было понятно: после дебюта Хайнлайна сам жанр science-fiction не смог бы оставаться прежним. Неудачник (1939), Реквием (1940), Взрыв всегда возможен (1940), Дороги должны катиться (1940), напечатанные вслед за первым опытом, демонстрировали отличную научную подкованность автора, умение виртуозно моделировать сюжет и были лишены той однобокости, что отличала многих фантастов 20-х и 30-х. Он доводил свои идеи до совершенства и добивался внутренней логичности повествования, совсем не мишурной достоверности, которая и подкупала читателей.


  i  

В путеводителе.



"Коньком" Хайнлайна стала социология и впоследствии — коммуникативная психология. Если К.Саймак, не менее популярный и талантливый его коллега, предпочел углубиться в эвристику и психологию личности (Принцип оборотня), то Хайнлайна занимал сам "человеческий фактор", "болезни" общества и их значение для цивилизации, порой решающее. Недаром роль писателя сравнивают с той, что сыграл Хемингуэй для всей художественной литературы.

Цикл История Будущего, который автор разрабатывал на протяжение 40-х-50-х и к которому возвращался позднее, включает в себя некоторые ранние рассказы и романы, таких, как, например, Если это будет продолжаться… (1940), Дети Мафусаила (1941) (библейские аллюзии у писателя — тема для отдельного капитального труда), Пасынки Вселенной (1963), книга, которую спустя много лет сравнивали с Повелителем мух У.Голдинга. Хайнлайн со свойственным ему комплексным подходом составил и повесил на стену своего кабинета структурно-хронологическую схему развития этого направления своего творчества, хотя впоследствии успел воплотить далеко не все замыслы, с ним связанные.

Зрелое творчество Хайнлайна принято делить на две части. Первая включает в себя романы Кукловоды (1951), Двойная звезда (1956), Дверь в Лето (1957) и еще ряд произведений. Вторая — романы, ориентированные на подростков и юношество (хотя их с удовольствием на разных языках читали и читают и взрослые): Ракетный корабль Галилей (1947), Космический кадет (1948), Красная планета (1949) и др. В них писатель вложил очень много не только от собственного прошлого опыта, но и от понимания глобальных проблем всей цивилицации, включая интелллектуальные и философские дилеммы. Так что подобная классификация скорее формальна.

Под какое определение — взрослый, юношеский, приключенческий, социальный, культурологический — подпадает, например, роман Гражданин Галактики (1957)? По типологии характеров, образному строю и логике сюжета, преимущественно — в первой трети романа, он, как ни странно, подлежит сравнению с отдельными образчиками сентиментальной литературы (например, Г.Мало, Без семьи) и приключенческого романа (Ж.Верн). Образ благородного и мудрого учителя, который бережно пишет на tabula rasa души ребенка, пытается воспитать из него великодушного и смелого человека в обществе, не располагающем к наличию у человека подобных черт характера и ценностей, — проходит через все зрелое и позднее творчество Хайнлайна. В Гражданине Галактики это бродяга Баслим, который так и не открывает воспитаннику тайну своей истинной жизни и миссии (он напоминает хозяина бродячей труппы Виталиса, бывшего великого певца, из романа Без семьи), а в Чужаке в чужой стране (1961) — сибарит и мудрец, писатель и бывший делец Джабл Харшоу. Эти сходства — не признаки художественного метода, но связующее звено между гуманистической литературой прошлых веков и современной — с современными же проблемами.

Интересно то, чем заменяются основные конфликты предшествующих литературных традиций у Хайнлайна. Во-первых, он твердо стоит на позициях позитивизма и веры в осознанный долг и предназначение человека, в непреходящее значение его воли в кульминационные периоды. Так, Торби из Гражданина Галактики, обретя богатство и семью, с которой был разлучен, идет против всех порядков своего родного общества, желая выяснить истину о гибели своих родителей, и бороться дальше с ненавистным ему рабовладением. Прочный духовный стержень — вот что отличает главных героев Хайнлайна (не случайно исследователи говорят о влиянии концепций Ортеги-и-Гассета на его миропонимание).

Во-вторых, основной конфликт в большинстве сочинений Хайнлайна проходит не между разумом (или долгом) и чувством (это противоречие лишь вытекает здесь из главного), не между личностью и миром или природой, а между наборами аксиом различных культур, между цивилизационной и генетической принадлежностью человека и его нравственным выбором. В отличие от многих современников, Хайнлайн, не боясь плюрализма во всех его формах, научился пользовать бритвой Оккама и не плодил сущности без надобности.

Великолепный язык с виртуозным моделированием идиоматики и семантики человеческой и отличных от нее культур будущего, непринужденным использованием разговорной речи, научной (и не только технической, но и гуманитарной) лексики, — неизменная ирония, явные и скрытые цитаты, — все это делает произведения Хайнлайна приятными и увлекательными для чтения. При этом они многослойны и рассчитаны на различные виды восприятия и категории читателей.

Повести и романы Хайнлайна производили фурор, вызывали порою самую разную реакцию — от восторженного восхваления до обвинений в милитаризме (за ставший бестселлером Звездный десант, 1959). Четыре раза он получал премию "Хьюго" и стал первым, кому была вручена премия "Небьюла" за фантастику как дело жизни, и никогда не переставал писать (за вычетом периода с 1942 по 1947). Так он создавал историю будущего до последних дней.
Ну я со своим мнением попозже присоединюсь)
^
Jackie Daniels
Дата Mar 27 2009, 22:13
Offline

count zero interrupt.
*******
Стать:
Чудотворець IV
Вигляд: --
Група: Користувачі
Повідомлень: 1693
Користувач №: 38819
Реєстрація: 19-April 08





Помню как-то давно, за неимением чего почитать, дошли мои руки до "Космического кадета". Точнее, не сами дошли, а отец подсунул, сказав, что стоит почитать. Книга понравилась, люблю я космические штучки, особенно если написано хорошо и интересно. Помню, что понравилось мне то, как были описаны отношения между новобранцами.
Читала еще "Астронавта Джонса", но это уже было о-очень давно, поэтому ничего, кроме размытых каких-то воспоминаний не припомню. Перечитать надо, наверное.
^
Нэсса
Дата Mar 27 2009, 22:25
Offline

The original version.
*****
Стать:
Чародій VI
Вигляд: --
Група: Користувачі
Повідомлень: 434
Користувач №: 39993
Реєстрація: 6-June 08





Да, Гражданина Галактики читала...очень понравилось..
что тут скажешь...это Фантастика...
^
19thNervousBreakdown
Дата Aug 26 2009, 09:34
Offline

Мастер
******
Чародій V
Вигляд: --
Група: Користувачі
Повідомлень: 836
Користувач №: 29717
Реєстрація: 23-June 07





Тьфу, как же я раньше этой темы не видела...)

Для меня мир этого автора начался из "Имею скафандр - готов путешествовать", потом был "Тоннель в небе", рассказ "Зеленые холмы земли"; дальше не помню. К сожалению, дома его имеется не так и много - книг 6-7, часть которых из серии "Миры Роберта Хайнлайна", которую, к сожалению, папе так и не удалось собрать полностью. Отдельно есть "Дверь в лето", которая помимо одноименного романа еще содержит рассказы "Линия жизни", "Да будет свет", "Космический извозчик", "Странник в поисках слонов" и другие...Еще очень нравится "Магия Инкорпорейтед", "Уолдо"; в свое время произвел сильное впечатление роман "Кукловоды".

Сейчас у меня вообще цель - собрать всего Хайнлайна(и Саймака впридачу)) Но глядя на его библиографию, становится немного не по себе и страшновато подсчитать, сколько денег понадобится.Книги сейчас дорогие. Да и не все можно найти...
^
critic
Дата Aug 26 2009, 13:39
Offline

Мастер флуда
**********
Сквиб I
Вигляд: --
Група: Користувачі
Повідомлень: 17821
Користувач №: 12376
Реєстрація: 28-January 06





Я про актера читал... Название не помню.
Он загримировался под президента какого-то. Мне понравилось.

Но потом писатель разочаровал. Его "Фрида" - муть полнейшая.
^
19thNervousBreakdown
Дата Aug 26 2009, 17:15
Offline

Мастер
******
Чародій V
Вигляд: --
Група: Користувачі
Повідомлень: 836
Користувач №: 29717
Реєстрація: 23-June 07





critic, гм...актер гримировался вроде в "Мастере перевоплощений"..Сейчас еще перевели как "Двойная звезда". Хотя..Может и ошибаюсь)

"Фрида"....? В двух словах, о чем это?
А то либо я плохо ищу, либо гугл..)
Не могу найти.
^
critic
Дата Aug 26 2009, 18:22
Offline

Мастер флуда
**********
Сквиб I
Вигляд: --
Група: Користувачі
Повідомлень: 17821
Користувач №: 12376
Реєстрація: 28-January 06





Цитата (NamelessEndless @ Aug 26 2009, 17:15)
critic, гм...актер гримировался вроде в "Мастере перевоплощений"..Сейчас еще перевели как "Двойная звезда". Хотя..Может и ошибаюсь)

"Фрида"....? В двух словах, о чем это?
А то либо я плохо ищу, либо гугл..)
Не могу найти.

Там еще с марсианскими кланами связано.
Он очень долго репетировал, чтобы их провести.

Видно я перепутал. Мне казалось, что Фрида. Вот похоже оно

Цитата
Фрайди – девушка непростая. Она с легкостью уходит от слежки, способна убивать голыми руками и выносить нечеловеческие пытки, а также обладает массой других достоинств. Она – агент могущественной тайной организации, сфера деятельности которой – вся Земля, а также другие планеты. А еще Фрайди отличается от окружающих своим происхождением – ведь «ее мать – пробирка, а отец – скальпель». Попросту говоря, она – искусственный человек, выращенный в лаборатории…
«Фрайди» – один из лучших романов великого Роберта Хайнлайна.

http://www.fenzin.org/book/13885

Мне не понравилось. Все какое-то искусственное. Там тоже есть тема про групповые браки. Хайнлайн на этом помешан. Просто заколебал этим. Мне кажется, он был сексуально озабоченным. ))
^
19thNervousBreakdown
Дата Aug 26 2009, 19:12
Offline

Мастер
******
Чародій V
Вигляд: --
Група: Користувачі
Повідомлень: 836
Користувач №: 29717
Реєстрація: 23-June 07





Да, таки "Мастер.."!) Были марсианские рожи)

А "Фрайди" не читала. Спасибо. Буду знать.
Может, когда прочту, тоже не буду столь восхищенно отзываться о нем)



^
Yurgen
Дата Oct 9 2009, 19:25
Offline

Опытный пользователь
***
Стать:
Сквиб I
Вигляд: --
Група: Користувачі
Повідомлень: 58
Користувач №: 35597
Реєстрація: 4-January 08





Мне очень нравится, особенно "Чужак в чужом краю", это здорово.
^
0 Користувачів переглядають дану тему ( Гостей і Прихованих Користувачів)
Користувачів:

Нова тема

 



[ Script Execution time: 0.0866 ]   [ 25 queries used ]   [ GZIP ввімкнено ]   [ Time: 21:32:21, 26 Apr 2024 ]





Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP